
Нецелевое использование рабочего времени — проблема, знакомая многим работодателям. В обзоре мы рассмотрим программы мониторинга, которые помогают контролировать рабочий процесс и оценивать продуктивность персонала, а также могут использоваться службой ИБ для выявления и расследования инцидентов.
- Введение
- Что такое системы мониторинга эффективности работы сотрудников и учета рабочего времени
- Что умеют системы мониторинга эффективности работы сотрудников и учета рабочего времени
- Как развивается мировой рынок Employee Monitoring
- Российский рынок систем мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времени
- Краткий обзор продуктов для мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времени
- 6.1. Классические СУРВ
- 6.1.1. Bitcop
- 6.1.2. CleverControl
- 6.1.3. CrocoTime
- 6.1.4. Kickidler
- 6.1.5. LanAgent
- 6.1.6. Mipko Employee Monitor
- 6.1.7. «ОфисМЕТРИКА»
- 6.2. Продукты с DLP-функциями
- 6.2.1. Staffсop Enterprise
- 6.2.2. «ИНСАЙДЕР»
- 6.2.3. «СпрутМонитор»
- 6.2.4. «Стахановец»
- 6.3. Комплексные решения
- 6.3.1. InfoWatch Activity Monitor
- 6.3.2. «СёрчИнформ TimeInformer»
- 6.3.3. Solar addVisor
- 6.3.4. Zecurion Staff Control
- 6.1. Классические СУРВ
- Альтернативные решения на российском рынке
- Решения от иностранных вендоров
- Выводы
Введение
Проблема рационального использования рабочего времени не теряет своей актуальности, ведь далеко не все сотрудники работают честно и добросовестно. Активный переход на удаленный или гибридный форматы работы усложняет для работодателей контроль за действиями персонала. Но даже нахождение сотрудников на рабочих местах в офисе не гарантирует, что они будут полностью сфокусированы на рабочих задачах.
Согласно совместному исследованию сервисов «Работа.ру» и «СберЗдоровье», 61 % россиян отвлекаются от работы на посторонние дела. От рабочих обязанностей их отвлекает взаимодействие с коллегами, личные звонки и переписка, листание новостных лент, социальные сети и перекуры. Подобные опросы регулярно проводятся разными исследовательскими платформами и стабильно демонстрируют высокие проценты. Их результаты лишь немного меняются (в зависимости от вариантов ответа). К примеру, опрос исследовательского центра «Зарплата.ру» показал, что к факторам, мешающим сосредоточиться на работе, также относятся чтение телеграм-каналов, онлайн-шопинг и мобильные игры.
Впрочем, не всегда результаты подобных опросов можно трактовать однозначно. Например, в исследовании Rabota.by 60,1 % опрошенных подтвердили, что пользуются социальными сетями на рабочем месте. Однако подавляющее большинство (49,2 %) делают это в рабочих целях. Аналогичный результат показал опрос «Контур.Толка»: согласно нему работающие россияне стали тратить больше времени в мессенджерах на обсуждение рабочих вопросов. У 33 % опрошенных это отнимает половину рабочего дня и даже больше. И отсюда логично возникают два вопроса: как избежать злоупотребления личными интересами перед рабочими и объективно оценить эффективность работы персонала?
Планировщики рабочих задач, или таск-менеджеры, позволяют отслеживать состояние текущих проектов, но не дают возможность осуществлять мониторинг за действиями сотрудников, т.е. за тем, как именно они используют рабочее время. Эта проблема актуальна в самых разных ситуациях — при почасовой оплате, плавающем графике работы или уже ставшей привычной для многих «удаленке». Для этих целей существует отдельный класс решений — системы контроля эффективности персонала и учета рабочего времени, которые также находят применение в сфере ИБ.
Что такое системы мониторинга эффективности работы сотрудников и учета рабочего времени
Как и следует из названия, системы мониторинга эффективности работы сотрудников и учета рабочего времени предназначены для контроля персонала, отслеживания активности конкретных работников, оценки их продуктивности и подсчета отработанных часов. Однако в многообразии таких продуктов несложно потеряться, а тем более не всегда просто классифицировать то или иное решение.
Согласно документу Gartner «Market Guide for Employee-Monitoring Products and Services», в этой области выделяются классы решений «ПО для мониторинга сотрудников» (Employee Monitoring Software, EMS), а также «мониторинг активности пользователей» (User Activity Monitoring, UAM). В то же время из документа «Market Guide for Workforce Management Applications» следует, что системы класса «управление рабочей силой» (Workforce Management, WFM) используются для этой же цели.
В русскоязычных публикациях такое ПО нередко относят к классу СУРВ, т.е. к системам учета рабочего времени сотрудников. Однако функциональные возможности многих продуктов выходят далеко за рамки банальных тайм-трекеров. Ведь с их помощью можно не только отслеживать действия пользователя за компьютером, обращение к определенным ресурсам и выполнение конкретных задач, но и оптимизировать рабочие процессы, оповещать ответственное лицо о нарушениях и т.п.
Также функции контроля сотрудников и оценки деятельности персонала могут быть реализованы в виде отдельного модуля к специализированному ПО — например, к системе класса «предотвращение утечек» (Data Leak Prevention, DLP), «анализ поведения пользователей и сущностей» (User and Entity Behaviour Analysis, UEBA) или «управление кадровыми ресурсами» (Human Resource Management, HRM).
Формально к этой же категории ПО можно отнести самые разнообразные решения, заточенные под локальные задачи работодателей. Например, к системам учета рабочего времени и контроля сотрудников нередко относят продукты, отслеживающие приход / уход персонала (либо открытие / закрытие смены) с распознаванием по лицу, отпечатку пальца или кьюар-коду. Казалось бы, такие решения логичнее отнести к классу СКУД (системам контроля и управления доступом). Но за счет встроенных функций указанные продукты можно использовать не только для учета рабочего времени, но и для иных целей — например, для составления рабочего графика, планирования фонда оплаты труда и т.п.
Большинство систем контроля эффективности персонала и учета рабочего времени можно всё же отнести к классу Employee Monitoring Software. Однако в этом обзоре мы будем отталкиваться не от формальной принадлежности продуктов к тому или иному классу ПО, а от комплекса функциональных возможностей относительно мониторинга действий сотрудников и оценки их деятельности, особое внимание уделив их использованию в сфере ИБ.
Что умеют системы мониторинга эффективности работы сотрудников и учета рабочего времени
Чтобы представлять, чем занимаются сотрудники на рабочих компьютерах и смартфонах в течение дня, можно использовать специализированное ПО. Такие программы фиксируют активность каждого работника для проведения дальнейшего анализа. Учет рабочего времени и оценка продуктивности помогают отучить сотрудников отвлекаться на посторонние дела и стимулируют их сконцентрироваться на профессиональных обязанностях.
В общем случае системы мониторинга эффективности персонала работают так: на рабочие ПК устанавливается агент системы, который собирает информацию о действиях пользователя и передает ее на сервер для анализа. Администратор системы или непосредственный руководитель может ознакомиться с результатами деятельности сотрудников через сводные отчеты, просмотр скриншотов, запуск онлайн-трансляций с мониторов и другими способами.
Для повышения производительности труда иногда достаточно уведомить персонал о применении средств мониторинга. Люди, которые знают, что их действия контролируются, ведут себя более дисциплинированно и гораздо реже отвлекаются.
Следует сказать, что с этой точкой зрения согласны далеко не все работодатели. Как показал опрос в ходе эфира AM Live, 15 % опрошенных считают, что контроль действий может демотивировать сотрудников. Доля истины в этом есть, но, как показало совместное исследование PRO32 и hh.ru, большинство опрошенных трудоспособных граждан не имеют ничего против систем мониторинга эффективности персонала на рабочих местах.
Рисунок 1. Отношение россиян к системам класса EMS по возрастным группам (источник: pro32.com)
Контроль сотрудников для нужд информационной безопасности
Employee Monitoring — это системы двойного назначения. Их широко применяют для оценки производительности труда (как конкретного сотрудника, так и отдела в целом), поэтому они востребованы среди кадровиков и руководителей разного уровня, отвечающих за принятие решений. Но эти же системы могут использоваться в службах ИБ для предупреждения или выявления, а нередко и для расследования утечек информации. Компании сами определяют, какая из этих сторон для них приоритетнее — надзорная или аналитическая.
Согласно данным InfoWatch, более половины случаев утечек конфиденциальных сведений в российских компаниях обусловлены действиями работающих в них сотрудников. Еще 15 % случаев связаны с уволившимися специалистами, т.е. стали своего рода местью бывших сотрудников. И только в 13 % виновниками инцидентов оказались внешние злоумышленники. Это ещё один аргумент в пользу мониторинга действий сотрудников.
Конечно, для контроля обращения пользователей с конфиденциальной информацией существуют DLP-системы. Но если DLP предназначены для охвата максимального количества каналов, то EMS — позволяют контролировать конкретного пользователя или рабочее место. Т.е. EMS и DLP целесообразно применять в комплексе.
Использование систем мониторинга персонала также позволяет заказчикам снизить иные риски — например, связанные с сотрудниками, находящимися за рубежом или работающими на «удаленке», а также планирующими уволиться. Средства контроля действий персонала способны фиксировать подозрительные действия, отслеживать заданные запросы, провести анализ деятельности сотрудника или по заданному алгоритму, подготовить отчетность для руководителя / администратора ИБ и предупредить его о потенциальных рисках для компании.
Как развивается мировой рынок Employee Monitoring
Согласно анализу Harvard Business Review, переход на удаленный формат работы способствует повышению производительности персонала на 13 %. Однако многие работодатели нуждаются в средствах контроля — для мониторинга эффективности членов команды на «удаленке» они предпочитают использовать программы учета рабочего времени.
Активный перевод сотрудников на удаленную работу начался во время пандемии коронавируса. В тех обстоятельствах эта мера была вынужденной, однако многие компании оценили экономию на операционных расходах и эффективность такого подхода, продолжив практиковать его в дальнейшем. В период с 2019 по 2022 год мировой спрос на решения для удалённого и гибридного труда существенно возрос.
Статистика относительно мирового рынка Employee Monitoring в разных источниках существенно различается. Так, согласно докладу Verified Market Reports, объем мирового рынка ПО для мониторинга рабочей активности в 2024 году составил 4,1 миллиарда долларов. По прогнозам, ежегодный прирост этого сегмента составит 14 %.
Рисунок 2. Анализ роста рынка EMS (источник: verifiedmarketreports.com)
Однако согласно докладу Verified Market Research объем мирового рынка ПО для мониторинга сотрудников в 2023 году был оценен в 627 млн долларов, и только к 2031 году он должен достигнуть 1,7 млрд долларов. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) этого сегмента оценивается аналитиками в 11,10 %.
Рисунок 3. Прогноз роста рынка EMS (источник: verifiedmarketresearch.com)
Такие существенные отклонения в статистических данных обусловлены различными трактовками того, какие решения относятся к Employee Monitoring Software. Хотя цифры в сервисах аналитики разнятся, они свидетельствуют о стабильном увеличении интереса к подобным технологиям в корпоративной среде. Это означает, что спрос на решения Employee Monitoring продолжит расти и дальше.
Российский рынок систем мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времени
За последние 5 лет популярность систем контроля эффективности персонала в РФ значительно возросла, хотя некоторые российские компании использовали такое ПО и ранее.
Как показало исследование HeadHunter, в 2022 году такие системы применяло меньше трети работодателей — 27 %. А уже в 2024 году количество компаний, использующих ПО для контроля и мониторинга сотрудников, выросло до 50 %. Об этом свидетельствует исследование, проведенное аналитиками «Работы.ру» и «СберПодбора»: 42 % опрошенных используют продукты для планирования задач и оценки эффективности персонала и еще 8 % — для контроля работы за ПК.
Российские вендоры активно включились в процесс разработки решений для отслеживания работы и мониторинга эффективности персонала. В этом обзоре мы не преследовали цель охватить все существующие на рынке продукты, а решили осветить решения от отечественных разработчиков, которые соответствуют требованиям действующего законодательства — в частности, зарегистрированы на текущий момент в реестре российского ПО и могут легально применяться на рабочих местах в организациях любой сферы деятельности.
По состоянию на 2025 год такие решения предлагают следующие российские вендоры:
- AMS Software;
- InfoWatch;
- Zecurion;
- «Атом Безопасность», входящий в СКБ «Контур»;
- «Биткоп»;
- «Инфомаксимум»;
- «Инсайдер»;
- «Колибри»;
- «Мипко»;
- «Нетворк Профи»;
- «Новые решения»;
- «СёрчИнформ»;
- ГК «Солар»;
- «Стахановец».
Большинство продуктов перечисленных вендоров можно отнести к классическим СУРВ, но некоторые решения больше тяготеют к DLP-системам — например, сделаны вендором, который исторически специализировался на продуктах именно этого класса, или выполнены в виде модулей для средств предотвращения утечек. Это вполне логично, поскольку при совместном использовании EMS может обогатить DLP дополнительными данными.
Краткий обзор продуктов от российских вендоров, с учетом предложенной классификации, приведен в следующем разделе.
Краткий обзор продуктов для мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времени
Классические СУРВ
Все современные EMS обладают потенциалом для информационной безопасности, но не у каждой организации достаточно ресурсов, чтобы воспользоваться собранной ими аналитикой. Если в приоритете оценка продуктивности сотрудников и улучшение рабочей дисциплины, стоит обратить внимание на продукты, которые тяготеют к контролю времени.
Bitcop
Система учета рабочего времени Bitcop предназначена для контроля эффективности персонала. Это разработка отечественной компании «Биткоп». Система позволяет дать количественную и качественную оценку отработанного рабочего времени по ряду аналитических показателей, сформировав развернутую картину реального положения дел в компании.
Bitcop ведет учет рабочего времени сотрудников за ПК, фиксирует трекинг задач, оценивает интенсивность использования программ, сайтов и приложений, на основе чего автоматически формирует структуру дня каждого работника, оценивает продуктивность и степень загруженности персонала.
Рисунок 4. Продуктивность сотрудников в программе Bitcop
По заявлению разработчика, использование системы позволяет повысить эффективность персонала на 30 %. В системе можно настроить отправку уведомлений о нарушениях рабочего процесса, а также заблокировать нежелательные ресурсы. Изучить возможности Bitcop можно в течение 14-дневного бесплатного периода.
Особенности системы:
- Возможность функционирования программы в скрытом режиме, защита от попыток несанкционированной остановки агента.
- Синхронизация данных с Active Directory.
- Поддержка мониторинга активности сотрудников, работающих на сервере терминалов через удаленный рабочий стол (RDP).
- Возможность интеграции со СКУД, системами телефонии, офисными приложениями, корпоративными календарями.
- Низкая нагрузка на компьютеры пользователей (нагрузка на процессор не превышает 0,1 %).
- Наличие открытого программного интерфейса (API) для интеграции с любыми бизнес-приложениями.
Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 5899 от 19.11.2019).
Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.
CleverControl
CleverControl — это разработка ИТ-компании «Новые решения» для мониторинга активности на компьютерах сотрудников. Платформа предлагает широкие возможности для отслеживания активности персонала: она фиксирует, какие сайты посещает каждый работник, какие приложения использует, сколько времени тратит на тот или иной ресурс.
Решение предназначено для компаний, которые хотят улучшить продуктивность персонала и оптимизировать трудозатраты, обеспечить соблюдение корпоративных стандартов и прозрачности рабочего процесса. Также разработчик делает акцент на контроле подключаемых устройств и цифровой безопасности сотрудников.
Рисунок 5. Анализ поисковых запросов в программе CleverControl
CleverControl позволяет следить за работой удаленных команд и распределенных офисов, где сложнее контролировать дисциплину и отслеживать злоупотребления. Подробный мониторинг активности, аналитика рисков и отчеты по производительности позволяют выявить потенциальные проблемы и сохранять контроль над рабочим процессом.
Особенности системы:
- Агент программы может работать скрытно от персонала, без отображения в диспетчере задач.
- Запись экрана для полного контроля над процессом работы.
- Встроенная система видеонаблюдения через веб-камеры ПК и ноутбуков, с записью звукового окружения через микрофоны.
- Контроль печати и подключения внешних устройств памяти.
- На одном экране можно вести наблюдение за 32 мониторами пользователей.
- Доступ ко всем функциям сервиса с возможностью наблюдения за неограниченным количеством рабочих станций в течение 14-дневного тестового периода.
Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 20165 от 27.11.2023).
Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.
CrocoTime
CrocoTime — это система для учета рабочего времени, выпущенная на российский рынок компанией «Инфомаксимум». Как и у других подобных продуктов, в ней используется клиент-серверная архитектура: статистика с ПК пользователей собирается при помощи программных агентов, передающих информацию на сервер мониторинга.
Система подсчитывает суммарное время работы сотрудника, а затем делит его на продуктивное (проведенное в профильных программах, на корпоративных ресурсах и пр.) и непродуктивное (отвлечения на новостные лента, развлекательные ресурсы и т. п.). При этом учитывается не только время, проведенное в активном окне или вкладке, но и движения мыши, нажатия клавиатуры. Если устройства ввода не используются более 5 минут, это время считается внекомпьютерным.
Рисунок 6. Оценка продуктивности персонала в программе CrocoTime
Разработчик делает акцент на исправление неэффективных рабочих процессов и оптимизацию трудозатрат, а не на тотальную слежку за работниками. В программе учитываются рабочие встречи и звонки сотрудников, но при этом соблюдается их право на тайну личной переписки. По этой причине система не делает скриншотов экрана, аудио- и видеозаписей с ПК пользователей.
Особенности системы:
- Возможность интеграции с IP-телефонией, календарями, 1С, POS-терминалами, электронными турникетами и прочими СКУД.
- Автоматическая фиксация нарушений рабочего регламента в табеле сотрудника для дальнейшей сверки с данными кадровой службой по отпускам и больничным.
- Наличие бесплатного тестового периода, а также возможность ознакомиться с ПО на сайте разработчика в демо-режиме.
- Автоматическое создание отчетов о выполненных задачах.
- При необходимости тайм-трекинг задач можно запускать вручную.
- API для обмена данным с внешними источниками.
Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 1848 от 23.09.2016).
Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.
Kickidler
Kickidler — флагманская разработка от российской компании «АйТи Сервис Менеджмент». Изначально продукт был выпущен на рынок компанией TeleLink Soft, но на данный момент он полностью локализован в России.
ПО Kickidler состоит из трех основных компонентов: «Граббера» (агента, устанавливаемого на контролируемые ПК), «Вьюера» (приложения, устанавливаемого на компьютер, с которого ведется мониторинг) и «Сервера» (серверной части, где хранятся все собранные программой данные).
Рисунок 7. Анализ рабочего дня конкретного сотрудника в Kickidler
Система учета рабочего времени сотрудников помогает улучшить продуктивность работы, оптимизировать управление персоналом и повысить уровень ИБ. По данным разработчика, решение позволяет повысить эффективность сотрудников на 25 %. Это достигается за счет отслеживания динамики продуктивности (спадов и подъемов), а также выявления и минимизации неэффективных процессов. Кроме того, анализ рисков и визуальный мониторинг помогают защищать корпоративные данные от несанкционированного доступа.
Особенности системы:
- 10 аналитических отчетов по рабочему времени и продуктивности сотрудников.
- Контроль работы над проектами и задачами.
- Возможность настройки автоматического уведомления сотрудников о зафиксированных нарушениях делает процесс мониторинга более прозрачным.
- Наличие инструментов самоконтроля для персонала облегчает управление удаленными сотрудниками.
- Возможность удаленного доступа и управления ПК.
- Просмотр экранов ПК в реальном времени, а также запись изображений и звука с них.
Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 11221 от 05.08.2021).
Обзор продукта на нашем сайте доступен здесь.
Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.
LanAgent
Флагманский продукт российской компании «Нетворк Профи» направлен на решение сразу двух задач — контроля / учета рабочего времени сотрудников и выявления / предотвращения утечек информации. Система осуществляет мониторинг рабочих станций в локальной сети предприятия (включая «тонкие клиенты») и позволяет оценить продуктивность персонала, основная работа которого связана с использованием ПК.
Система строит визуализацию полной картины рабочего дня подчиненных. В продукте реализованы все традиционные для систем мониторинга персонала функции: снятие скриншотов с экранов пользовательских ПК, перехват клавиатурных нажатий (кейлоггер), контроль документов, отправляемых на печать, запись изображения с веб-камеры, звука с микрофона и т.п.
Рисунок 8. Просмотр скриншотов в программе LanAgent
Применение системы позволяет предотвращать кражу информации и намеренное вредительство, также ее можно использовать при расследовании инцидентов. Для этих целей в ней ведется подробный лог всех действий сотрудника на компьютере, контролируются основные каналы передачи информации, в том числе переписки. Еще в программе можно настроить уведомления о нарушениях пользователем заданных правил безопасности.
Особенности системы:
- Возможность работы агента в офлайн-режиме, без подключения к серверу.
- Перехват сетевого трафика, в том числе шифрованного, запоминание поисковых запросов, сохранение набранных текстов.
- Возможность заблокировать для пользователей запуск некоторых программ, посещение определенных сайтов (например, файлообменников), подключение носителей информации к ПК.
- Выявление нестандартного поведения сотрудников (например, ведения переговоров с конкурентами).
- Анализ рисков и предупреждение о подозрительных действиях, которые могут привести к утечке информации.
- Возможность доработки ПО или разработку дополнений под конкретные задачи заказчика.
Версии продукта LanAgent Standard, LanAgent Enterprise и LanAgent Terminal включены в реестр отечественного ПО (реестровые записи № 124 от 18.03.2016, № 1861 от 23.09.2016, № 10674 от 01.06.2021).
Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.
Mipko Employee Monitor
Российская компания «Мипко» представила на рынок решение для контроля персонала Mipko Employee Monitor еще в 2010 году. При этом ранее этот продукт поставлялся под названием KGB Spy. Система дает подробный анализ относительно времени работы пользователей за ПК, отслеживая запуск приложений, посещение веб-ресурсов и операции с файлами.
В Mipko Employee Monitor можно отслеживать активность сотрудника в режиме реальном времени либо просматривать историю его действий. За счет этого можно составить цельную картину рабочего дня и оценить продуктивность конкретного работника.
Рисунок 9. Интерфейс программы Mipko Employee Monitor
Как и в других EMS, в системе реализован автоматизированный сбор данных об активности сотрудника и формирование отчетов о продуктивности. Однако она позволяет не только отслеживать нерациональное использование рабочего времени, но и выявлять различные информационные угрозы — например, взаимодействие с конкурентами.
Особенности системы:
- Возможность работы в режиме экономии ресурсов, скрытый от пользователя мониторинг.
- Фиксация операций с файлами, перехват буфера обмена.
- Функционал кейлоггера (фиксация клавиатурного ввода и запоминание набранного текста).
- Настройка уведомлений и предупреждений о потенциальных нарушениях по ключевым словам.
- Снятие четких скриншотов экрана, перехват переписок в чатах и социальных сетях.
- Возможность выгрузки данных в CSV.
Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 401 от 18.04.2016).
Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.
«ОфисМЕТРИКА»
«ОфисМЕТРИКА» — это программа для мониторинга рабочего времени сотрудников, разработанная отечественной компанией AMS Software («Эймс Софтвэр»). Система дает возможность увидеть развернутую картину деятельности каждого сотрудника, а также предотвратить посещения нежелательных сайтов, утечку конфиденциальной информации, сократить другие риски.
Программа предназначена для учёта времени, проведённого за компьютером, и анализа эффективности работы сотрудников. Для этого в ней необходимо задать обращение к каким ресурсам, сайтам и программам следует считать продуктивным, а к каким — нет.
Рисунок 10. Интерфейс программы «ОфисМЕТРИКА»
Разработчик делает акцент на информационной безопасности и легальности использования данной программы на рабочих ПК. В отличие от программ-шпионов, она не перехватывает конфиденциальные сведения и не нарушает права сотрудников. Кроме того, заказчик может не переживать, что система мониторинга станет причиной утечки информации: все данные хранятся и передаются только в пределах локальной сети.
Особенности системы:
- Фиксация начала и окончания рабочего дня, а также длительности обеденного перерыва, пауз, перекуров.
- Возможность задать фиксированный или свободный график для подчиненных, указать количество рабочих дней и часов.
- Автоматическое формирование табелей рабочего времени.
- Оценка активности пользователей (нажатий клавиш, кликов и скроллинга мышью).
- Возможность оценить динамику работы сотрудников, изменения дисциплины за несколько месяцев или даже лет.
- Максимально простой интерфейс с подсказками и возможность внедрения в организации всего за один день.
Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 11756 от 18.10.2021).
Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.
Продукты с DLP-функциями
Перечисленные ниже системы мониторинга персонала обладают признаками DLP-систем, т.е. их разработчики делают акцент на предотвращении утечек конфиденциальной информации и других подобных функциях по обеспечению информационной безопасности.
Staffсop Enterprise
Российская компания «Атом Безопасность», входящая в состав СКБ «Контур», разработала систему мониторинга Staffcop Enterprise. Она позволяет анализировать действия сотрудников за компьютерами, проводить учет рабочего времени и оценку эффективности служебной деятельности.
В этой системе реализованы типичные для EMS функции: подсчет времени активности сотрудника в приложениях и на сайтах, оценка эффективности работы с категоризацией по видам деятельности, аналитические срезы по любым видам событий и данным (построение многомерных отчетов).
Рисунок 11. Отчет по продуктивному времени в программе Staffcop Enterprise
Также она может использоваться для обеспечения ИБ в организации, выявления утечек конфиденциальной информации и расследования инцидентов. Сейчас разработчик делает акцент именно на ее использовании в качестве инструмента для расследования событий, связанных с действиями пользователей на рабочих станциях.
Особенности системы:
- Оперативный контроль сотрудников для определения групп риска, предотвращения утечек конфиденциальной информации и слива данных конкурентам.
- Отслеживание подозрительных событий для выявления инсайдерской деятельности, мошенничества и коррупционных схем, а также сотрудников, желающих сменить место работы.
- Блокировка приложений, ограничение доступа к сайтам для отдельных пользователей или групп.
- Возможность удаленного администрирования рабочих станций.
- Ведение контроля на рабочих станциях, терминальных серверах, VDI, поддержка Linux, Windows и macOS; работа сервера с использованием как опенсорсных, так и российских ОС и БД: Ubuntu и Astra Linux, PostgreSQL и Jatoba.
- Возможность сравнения сотрудников / отделов по ключевым показателям.
Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 8828 от 21.01.2021).
Обзор продукта на нашем сайте доступен здесь.
Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.
«ИНСАЙДЕР»
Российская компания «ИНСАЙДЕР» — разработчик одноименной системы мониторинга и анализа продуктивности работы персонала. Это решение позволяет отслеживать действия сотрудников на персональных компьютерах и мобильных устройствах, оценивать эффективность деятельности персонала и подсчитывать фактически отработанное время.
По заявлению разработчика, система помогает улучшить производительность труда до 30 %: она позволяет выявить нарушения регламента, контролировать переработки и периоды снижения продуктивности. «ИНСАЙДЕР» также помогает бороться с неравномерным распределением нагрузки между специалистами и облегчает управление удаленными командами.
Рисунок 12. Интерфейс программы «ИНСАЙДЕР»
Система отображает подробную статистику по результатам мониторинга времени и активности работников (с разбивкой на продуктивные часы, отвлечения и время простоя), позволяет детально сравнить показатели по сотрудникам, отделам или периодам времени. Также в системе предусмотрен встроенный кейлоггер, который помогает предотвращать утечки конфиденциальной информации и выявлять нелояльных подчиненных, в т.ч. работающих на конкурентов.
Особенности системы:
- Скрытый режим работы с автоматическим созданием скриншотов экрана и кейлоггером.
- Учет времени прихода и ухода сотрудника с точностью до секунды.
- Контроль использования подозрительных ресурсов и нежелательных программ, отслеживание ключевых запросов.
- Подробный отчет по инцидентам.
- Точечная настройка инцидентов, продуктивных и непродуктивных ресурсов по должностям и отдельным сотрудникам.
- Возможность отслеживать GPS-координаты рабочего мобильного устройства, историю их изменения.
Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровые записи № 12671 от 24.01.2022, № 26834 от 28.02.2025).
Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.
«СпрутМонитор»
«СпрутМонитор» — это система для контроля поведения персонала и учета использования рабочего времени от компании «Колибри». Она позиционируется как эффективная замена СКУД и системам видеонаблюдения. Ее главные задачи — повышение продуктивности работников, снижение вероятности утечки критических данных и устранение инсайдерских угроз.
Кроме того, «СпрутМонитор» позволяет эффективно контролировать деятельность удаленных сотрудников и фрилансеров. Система правил дает возможность отслеживать определенные действия персонала и анализировать риски в режиме реального времени.
Рисунок 13. Онлайн-трансляция с экранов сотрудников в программе «СпрутМонитор»
В системе заложена автоматическая категоризация деятельности персонала на полезную (продуктивную), вредную (непродуктивную) и нейтральную. По каждому сотруднику формируется подробный хронометраж дня, включающий мониторинг программ, сайтов и поисковых запросов.
Особенности системы:
- Наличие облачной (не требующей развертывания серверной части) и локальной (on-premise) версий с 15-дневным пробным периодом.
- Распознавание текста и речи, перехват электронных писем и сообщений в мессенджерах, кейлоггер, снятие снимков экрана каждый 2–3 секунды.
- Возможность настройки уведомлений и автоматических реакций на определенные действия.
- Администратор может заблокировать доступ к определенным сайтам, программам, файлам или устройствам.
- Автоматически обновляемый производственный календарь, при этом можно назначить индивидуальный рабочий график сотруднику или отделу.
- Фиксация опозданий, ранних уходов, сверхурочных часов, а также работы в праздничные и выходные дни с автоматической генерацией табеля учета рабочего времени.
Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 10597 от 27.05.2021).
Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.
«Стахановец»
Компания «Стахановец» — это российский разработчик одноименного программного комплекса, предназначенного для мониторинга сотрудников и проведения кадровой аналитики. В решение встроена интеллектуальная система анализа, которая изучает поведение персонала более чем по 40 критериям и «упаковывает» информацию в графические отчеты. Благодаря этому руководители получают объективные данные для принятия управленческих решений. Это запатентованная разработка компании.
К задачам системы относится повышение эффективности работы персонала, сокращение издержек и предотвращение утечек конфиденциальной информации. Она служит для обеспечения информационной безопасности и кадровой аналитики. В функции программы входит контроль присутствия и активности персонала, учет фактически отработанного времени, профайлинг сотрудников, формирование рейтинга лидеров и «аутсайдеров».
Рисунок 14. Мониторинг переработки в программе «Стахановец»
Производитель заявляет, что установив систему «Стахановец» на предприятии, можно на 30 % сократить текучесть кадров, в 3 раза уменьшить время оценки HR-службой новых работников, на 20 % увеличить вовлеченность персонала в работу и сократить число нелояльных сотрудников до нуля.
Особенности системы:
- Анализ клавиатурного почерка для определения автора документа, а также выявления сотрудников в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
- Отображение взаимодействий сотрудника в виде графа связей.
- Снятие скриншотов, запись изображения рабочего стола, мониторинг переговоров в мессенджерах и системах телефонии с распознаванием речи, запись звука с микрофона и видео с веб-камеры.
- Определение местоположения удаленных сотрудников даже при включенном VPN.
- Формирование рейтинга сотрудников с потенциально опасным поведением.
- Бесплатный пробный период длительностью 30 дней.
Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 3410 от 03.05.2017).
Обзор продукта на нашем сайте доступен здесь.
Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.
Комплексные решения
Ниже приводятся продукты от крупных разработчиков, которые можно использовать как отдельно, так и в совокупности с другими — например, с DLP-системой того же вендора.
InfoWatch Activity Monitor
InfoWatch Activity Monitor — система мониторинга действий сотрудников за ПК, которую можно использовать как часть DLP-решения InfoWatch Traffic Monitor или как самостоятельный продукт. Она дает специалисту по ИБ и кадровому департаменту широкую картину рабочего дня сотрудника: от действий с файлами и использования приложений до поисковых запросов и подключенных устройств.
При возникновении инцидента система помогает быстро восстановить цепочку событий и определить, был ли это злой умысел, халатность или вообще не тот человек за компьютером. За счет этого служба ИБ может ускорить расследование инцидентов и контролировать сотрудников из групп риска.
Рисунок 15. Профиль сотрудника в программе InfoWatch Activity Monitor
Технологии InfoWatch Activity Monitor помогают ИБ-департаменту видеть картину действий сотрудников до, во время и после инцидента. Это ускоряет принятие решений, снижает нагрузку на службу ИБ и повышает защищенность организации. За счет ее использования бизнес может повысить прозрачность действий персонала — особенно при удаленной или распределенной работе.
Особенности системы:
- Интерактивный таймлайн показывает, чем занимался сотрудник в течение дня, с разбивкой по типам активности (программы, сайты, текст, аудио, принтер и др.) и возможностью мгновенно перейти от события к контексту.
- Авторазметка скриншотов позволяет автоматически выявить рискованные интересы (оружие, роскошь, контент 18+ и пр.). Это позволяет без ручного анализа понять, кто из сотрудников потенциально опасен или неблагонадежен.
- Онлайн-мониторинг и транскрибация аудио дают возможность в реальном времени наблюдать за действиями сотрудника, получать текстовую расшифровку разговоров, проводить поиск по ключевым словам и эмоциональным реакциям.
- Конфигурируемая панель с выбором из 11 виджетов и 39 фильтров, фильтрация по любым параметрам — от подразделения до конкретного файла.
- Бесшовная интеграция с DLP InfoWatch Traffic Monitor — единая аналитика, единый агент, общая логика расследований.
- Поддержка отечественных ОС (Astra Linux, РЕД ОС).
Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 10341 от 21.04.2021).
Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.
«СёрчИнформ TimeInformer»
«СёрчИнформ TimeInformer» — это решение от российской компании «СёрчИнформ». Оно предназначено для автоматического контроля работы сотрудников за компьютерами, оценки активности персонала в любых программах и приложениях. При этом система определяет, занимается ли сотрудник служебными задачами или просто открыл приложение для имитации рабочего процесса. Для анализа система использует данные об активности пользователей в ПО и на сайтах, а также перехват клавиатурных нажатий и информации из буфера обмена.
Как и другие подобные решения, система фиксирует время прихода и ухода сотрудника, время использования приложений и сайтов, простои и опоздания. Система автоматически категоризирует посещаемые сотрудниками сайты по встроенной базе данных категорий, определяет «полезность» запущенных программ в зависимости от служебных обязанностей сотрудника. Благодаря этому рабочее время автоматически разделяется на продуктивную деятельность, непрофильную и непродуктивную. При этом учитывается тип активности: например, при ведении аудиопереговоров могут отсутствовать движения мыши или нажатия на клавиатуре, однако это время будет учтено как продуктивное.
Рисунок 16. Отчет по активности сотрудников в «СёрчИнформ TimeInformer»
По заявлению разработчика, внедрение системы позволяет сократить нецелевое использование рабочего времени на 30 %. Также она может использоваться для выявления нелояльных сотрудников, работников на стадии выгорания, расследования инцидентов и сбора доказательной базы.
Особенности системы:
- Гибкая настройка условий мониторинга, включая индивидуальные графики работы, оценку «полезности» посещаемых ресурсов и запускаемых программ по пользователям и отделам и т.д.
- Наличие скрытого и открытого режимов работы на пользовательских ПК с возможностью оповещать сотрудника о контроле и демонстрировать ему трекер рабочей активности в пользовательском интерфейсе на его ПК.
- 65+ предустановленных отчетов и возможность создавать собственные шаблоны отчетности.
- Онлайн-контроль активности по действиям на ПК, через подключение к веб-камере или просмотр экрана монитора.
- Автоматическое выявление «мнимых тружеников» при помощи защиты от имитации активности с помощью программ-кликеров и других уловок.
- Для просмотра отчетов и контроля в реальном времени веб-интерфейс доступен с любого устройства.
Продукт включен в реестр отечественного ПО как часть DLP-системы «СёрчИнформ КИБ» (реестровая запись № 2468 от 20.12.2016).
Обзор продукта на нашем сайте доступен здесь.
Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.
Solar addVisor
Функция контроля и учета рабочего времени уже давно была реализована в DLP-системе Solar Dozor, однако в 2021 году ГК «Солар» выпустила на рынок отдельное решение — UAM-систему Solar addVisor. Данный программный продукт предназначен для повышения производительности труда и более эффективного использования кадров на основе мониторинга работы пользователей за АРМ.
Система анализирует цифровой след активности сотрудников и предоставляет информацию по рабочей нагрузке (переработки, недоработки, время начала и окончания рабочего дня), профилям должностей (агрегированное представление на основе анализа сотрудников одной должности) и оценивает уровень выгорания (индекс выгорания). Руководитель подразделения и/или HR на основе этих данных могут понять, какое подразделение или сотрудник требуют внимания. Например, сотрудник близок к выгоранию и необходимо перераспределить с него нагрузку или предоставить отпуск. Или в подразделении наблюдаются регулярные переработки, при этом все рабочее время сотрудники используют для решения рабочих задач. Информацию из системы можно использовать в том числе для обоснования сохранения штатной численности.
Рисунок 17. Личный кабинет сотрудника в программе Solar addVisor
В отличие от модуля «Контроль рабочего времени» системы Solar Dozor, addVisor более простой в установке, а стоимость такого решения меньше. В интерфейсе системы представлены именно те данные, которые представляют интерес для руководителей и кадровиков в первую очередь.
Особенности системы:
- Отображение личного кабинета сотрудника и подразделения со срезом рабочего дня для оценки загруженности.
- Автоматический сбор данных и предоставление отчетности в различных срезах, с возможностью экспорта графиков и гистограмм.
- Возможна интеграция со сторонними источниками данных — например, со СКУД или системой управления ресурсами (ERP).
- Использование алгоритмов машинного обучения для точности аналитики.
- Возможность сравнить профили сотрудников и выявить области развития компетенций, независимо от занимаемой работником должности.
- Поддерживает работу с операционными системами семейства Linux (РЕД ОС, Astra Linux, CentOS).
Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 9369 от 01.03.2021).
Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.
Zecurion Staff Control
Zecurion Staff Control — это инструмент для мониторинга активности сотрудников с целью выявления неправомерных действий, для учета рабочего времени и оценки продуктивности его использования, а также сбора информации, необходимой при расследовании инцидентов.
Как и рассмотренные выше решения, Zecurion Staff Control состоит из двух частей — серверной и агентской. Благодаря интеграции с компонентами DLP, его функциональные возможности широки, и включают помимо прочего: контроль приложений, снятие скриншотов, кейлоггер, получение снимков с веб-камеры и звука с микрофона.
Рисунок 18. Мониторинг активности сотрудника в Zecurion Staff Control
Вендор делает акцент на том, что модуль Staff Control предназначен для решения задач ИБ и является собственной разработкой Zecurion, а не интеграцией стороннего решения под своим брендом на основе концепции «white label».
Особенности системы:
- Подсчет более 15 показателей для оценки эффективности работы, возможность настраивать шаблоны отчетов.
- Возможность сравнения продуктивности сотрудников между собой, сверка со средними по отделам или компании показателями.
- Отображение поведенческого анализа, связей и рисков в карточке сотрудника для ИБ-задач.
- Возможность совместной работы нескольких офицеров ИБ, проведения расследований, постановки и контроля выполнения задач с помощью встроенной системы реагирования на инциденты (IRP).
- Рассчитана на работу в сетях до 100 000 сотрудников.
- Управление осуществляется из единой для всех продуктов Zecurion веб-консоли.
Продукт включен в реестр отечественного ПО как часть Zecurion DLP (реестровая запись № 2469 от 20.12.2016).
Обзор продукта на нашем сайте доступен здесь.
Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.
Альтернативные решения на российском рынке
Кроме вышеперечисленных производителей, на российском рынке EMS также представлены следующие решения:
- Disciplina,
- Falcongaze SecureTower,
- NeoSpy,
- Teramind от WebControl (не путать с решением одноименной американской компании).
Этот список нельзя считать исчерпывающим, также на рынке регулярно появляются новые решения.
Особо стоит выделить здесь Falcongaze SecureTower, включенный в реестр евразийского ПО (запись №22eac от 23.04.2020). Обзор этой DLP-системы также есть на нашем сайте.
Решения от иностранных вендоров
На мировом рынке представлено огромное разнообразие систем, предназначенных для мониторинга работы персонала и оценки ее эффективности. Среди них есть как комплексные решения от известных разработчиков (Microsoft, Micro Focus и др.), так и продукты нишевых игроков, специализирующихся исключительно на EMS (Teramind, Monitask и др.).
Выше мы ссылались на доклады Verified Market Reports и Verified Market Research. Согласно их данным, ключевыми игроками на рынке Employee Monitoring Software являются:
- ActivTrak;
- Awareness Technologies;
- InterGuard;
- iMonitorSoft;
- Syteca;
- Hubstaff;
- Microsoft;
- Monitask;
- NetVizor;
- NCH Software;
- SentryPC;
- Teramind;
- Time Doctor;
- Veriato;
- VeriClock;
- WorkTime;
- Work Examiner.
Однако этот список нельзя считать исчерпывающим, поскольку оценка вендоров зависит от сервиса аналитики. Это обусловлено различиями в трактовке понятия EMS, о чем мы упоминали выше.
Выводы
Сегодня системы контроля эффективности персонала и учета рабочего времени используются не только для повышения дисциплины и контроля трудового распорядка. Растет значимость оценки действий персонала с целью оптимизации рабочего процесса, рационального использования корпоративных ресурсов, выявления каналов утечки конфиденциальной информации и других потенциальных угроз. Этому способствует массовый перевод сотрудников на удаленный / гибридный формат работы, а также активное внедрение цифровых технологий во все сферы деятельности.
На рынке Employee Monitoring Software сегодня наблюдается внушительный выбор программного обеспечения, предназначенного для контроля персонала на рабочих местах и автоматизированного учета рабочего времени. Предлагаемые российскими вендорами решения включают не только стандартный набор функций по сбору и обобщению информации в рамках своего интерфейса, но и содержат дополнительные опции, позволяющие использовать их в сфере ИБ.