Обзор систем мониторинга сотрудников и учёта рабочего времени 2025

Системы мониторинга сотрудников и учёта рабочего времени: обзор российских продуктов 2025

Системы мониторинга сотрудников и учёта рабочего времени: обзор российских продуктов 2025

Нецелевое использование рабочего времени — проблема, знакомая многим работодателям. В обзоре мы рассмотрим программы мониторинга, которые помогают контролировать рабочий процесс и оценивать продуктивность персонала, а также могут использоваться службой ИБ для выявления и расследования инцидентов.

 

 

 

 

 

 

  1. Введение
  2. Что такое системы мониторинга эффективности работы сотрудников и учета рабочего времени
  3. Что умеют системы мониторинга эффективности работы сотрудников и учета рабочего времени
    1. 3.1. Контроль сотрудников для нужд информационной безопасности
  4. Как развивается мировой рынок Employee Monitoring
  5. Российский рынок систем мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времени
  6. Краткий обзор продуктов для мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времени
    1. 6.1. Классические СУРВ
      1. 6.1.1. Bitcop
      2. 6.1.2. CleverControl
      3. 6.1.3. CrocoTime
      4. 6.1.4. Kickidler
      5. 6.1.5. LanAgent
      6. 6.1.6. Mipko Employee Monitor
      7. 6.1.7. «ОфисМЕТРИКА»
    2. 6.2. Продукты с DLP-функциями
      1. 6.2.1. Staffсop Enterprise
      2. 6.2.2. «ИНСАЙДЕР»
      3. 6.2.3. «СпрутМонитор»
      4. 6.2.4. «Стахановец»
    3. 6.3. Комплексные решения
      1. 6.3.1. InfoWatch Activity Monitor
      2. 6.3.2. «СёрчИнформ TimeInformer»
      3. 6.3.3. Solar addVisor
      4. 6.3.4. Zecurion Staff Control
  7. Альтернативные решения на российском рынке
  8. Решения от иностранных вендоров
  9. Выводы

Введение

Проблема рационального использования рабочего времени не теряет своей актуальности, ведь далеко не все сотрудники работают честно и добросовестно. Активный переход на удаленный или гибридный форматы работы усложняет для работодателей контроль за действиями персонала. Но даже нахождение сотрудников на рабочих местах в офисе не гарантирует, что они будут полностью сфокусированы на рабочих задачах.

Согласно совместному исследованию сервисов «Работа.ру» и «СберЗдоровье», 61 % россиян отвлекаются от работы на посторонние дела. От рабочих обязанностей их отвлекает взаимодействие с коллегами, личные звонки и переписка, листание новостных лент, социальные сети и перекуры. Подобные опросы регулярно проводятся разными исследовательскими платформами и стабильно демонстрируют высокие проценты. Их результаты лишь немного меняются (в зависимости от вариантов ответа). К примеру, опрос исследовательского центра «Зарплата.ру» показал, что к факторам, мешающим сосредоточиться на работе, также относятся чтение телеграм-каналов, онлайн-шопинг и мобильные игры.

Впрочем, не всегда результаты подобных опросов можно трактовать однозначно. Например, в исследовании Rabota.by 60,1 % опрошенных подтвердили, что пользуются социальными сетями на рабочем месте. Однако подавляющее большинство (49,2 %) делают это в рабочих целях. Аналогичный результат показал опрос «Контур.Толка»: согласно нему работающие россияне стали тратить больше времени в мессенджерах на обсуждение рабочих вопросов. У 33 % опрошенных это отнимает половину рабочего дня и даже больше. И отсюда логично возникают два вопроса: как избежать злоупотребления личными интересами перед рабочими и объективно оценить эффективность работы персонала?

Планировщики рабочих задач, или таск-менеджеры, позволяют отслеживать состояние текущих проектов, но не дают возможность осуществлять мониторинг за действиями сотрудников, т.е. за тем, как именно они используют рабочее время. Эта проблема актуальна в самых разных ситуациях — при почасовой оплате, плавающем графике работы или уже ставшей привычной для многих «удаленке». Для этих целей существует отдельный класс решений — системы контроля эффективности персонала и учета рабочего времени, которые также находят применение в сфере ИБ.

Что такое системы мониторинга эффективности работы сотрудников и учета рабочего времени 

Как и следует из названия, системы мониторинга эффективности работы сотрудников и учета рабочего времени предназначены для контроля персонала, отслеживания активности конкретных работников, оценки их продуктивности и подсчета отработанных часов. Однако в многообразии таких продуктов несложно потеряться, а тем более не всегда просто классифицировать то или иное решение.

Согласно документу Gartner «Market Guide for Employee-Monitoring Products and Services», в этой области выделяются классы решений «ПО для мониторинга сотрудников» (Employee Monitoring Software, EMS), а также «мониторинг активности пользователей» (User Activity Monitoring, UAM). В то же время из документа «Market Guide for Workforce Management Applications» следует, что системы класса «управление рабочей силой» (Workforce Management, WFM) используются для этой же цели.

В русскоязычных публикациях такое ПО нередко относят к классу СУРВ, т.е. к системам учета рабочего времени сотрудников. Однако функциональные возможности многих продуктов выходят далеко за рамки банальных тайм-трекеров. Ведь с их помощью можно не только отслеживать действия пользователя за компьютером, обращение к определенным ресурсам и выполнение конкретных задач, но и оптимизировать рабочие процессы, оповещать ответственное лицо о нарушениях и т.п.

Также функции контроля сотрудников и оценки деятельности персонала могут быть реализованы в виде отдельного модуля к специализированному ПО — например, к системе класса «предотвращение утечек» (Data Leak Prevention, DLP), «анализ поведения пользователей и сущностей» (User and Entity Behaviour Analysis, UEBA) или «управление кадровыми ресурсами» (Human Resource Management, HRM).

Формально к этой же категории ПО можно отнести самые разнообразные решения, заточенные под локальные задачи работодателей. Например, к системам учета рабочего времени и контроля сотрудников нередко относят продукты, отслеживающие приход / уход персонала (либо открытие / закрытие смены) с распознаванием по лицу, отпечатку пальца или кьюар-коду. Казалось бы, такие решения логичнее отнести к классу СКУД (системам контроля и управления доступом). Но за счет встроенных функций указанные продукты можно использовать не только для учета рабочего времени, но и для иных целей — например, для составления рабочего графика, планирования фонда оплаты труда и т.п.

Большинство систем контроля эффективности персонала и учета рабочего времени можно всё же отнести к классу Employee Monitoring Software. Однако в этом обзоре мы будем отталкиваться не от формальной принадлежности продуктов к тому или иному классу ПО, а от комплекса функциональных возможностей относительно мониторинга действий сотрудников и оценки их деятельности, особое внимание уделив их использованию в сфере ИБ.

Что умеют системы мониторинга эффективности работы сотрудников и учета рабочего времени 

Чтобы представлять, чем занимаются сотрудники на рабочих компьютерах и смартфонах в течение дня, можно использовать специализированное ПО. Такие программы фиксируют активность каждого работника для проведения дальнейшего анализа. Учет рабочего времени и оценка продуктивности помогают отучить сотрудников отвлекаться на посторонние дела и стимулируют их сконцентрироваться на профессиональных обязанностях.

В общем случае системы мониторинга эффективности персонала работают так: на рабочие ПК устанавливается агент системы, который собирает информацию о действиях пользователя и передает ее на сервер для анализа. Администратор системы или непосредственный руководитель может ознакомиться с результатами деятельности сотрудников через сводные отчеты, просмотр скриншотов, запуск онлайн-трансляций с мониторов и другими способами.

Для повышения производительности труда иногда достаточно уведомить персонал о применении средств мониторинга. Люди, которые знают, что их действия контролируются, ведут себя более дисциплинированно и гораздо реже отвлекаются.

Следует сказать, что с этой точкой зрения согласны далеко не все работодатели. Как показал опрос в ходе эфира AM Live, 15 % опрошенных считают, что контроль действий может демотивировать сотрудников. Доля истины в этом есть, но, как показало совместное исследование PRO32 и hh.ru, большинство опрошенных трудоспособных граждан не имеют ничего против систем мониторинга эффективности персонала на рабочих местах.

 

Рисунок 1. Отношение россиян к системам класса EMS по возрастным группам (источник: pro32.com)

Отношение россиян к системам класса EMS по возрастным группам

 

Контроль сотрудников для нужд информационной безопасности

Employee Monitoring — это системы двойного назначения. Их широко применяют для оценки производительности труда (как конкретного сотрудника, так и отдела в целом), поэтому они востребованы среди кадровиков и руководителей разного уровня, отвечающих за принятие решений. Но эти же системы могут использоваться в службах ИБ для предупреждения или выявления, а нередко и для расследования утечек информации. Компании сами определяют, какая из этих сторон для них приоритетнее — надзорная или аналитическая.

Согласно данным InfoWatch, более половины случаев утечек конфиденциальных сведений в российских компаниях обусловлены действиями работающих в них сотрудников. Еще 15 % случаев связаны с уволившимися специалистами, т.е. стали своего рода местью бывших сотрудников. И только в 13 % виновниками инцидентов оказались внешние злоумышленники. Это ещё один аргумент в пользу мониторинга действий сотрудников.

Конечно, для контроля обращения пользователей с конфиденциальной информацией существуют DLP-системы. Но если DLP предназначены для охвата максимального количества каналов, то EMS — позволяют контролировать конкретного пользователя или рабочее место. Т.е. EMS и DLP целесообразно применять в комплексе.

Использование систем мониторинга персонала также позволяет заказчикам снизить иные риски — например, связанные с сотрудниками, находящимися за рубежом или работающими на «удаленке», а также планирующими уволиться. Средства контроля действий персонала способны фиксировать подозрительные действия, отслеживать заданные запросы, провести анализ деятельности сотрудника или по заданному алгоритму, подготовить отчетность для руководителя / администратора ИБ и предупредить его о потенциальных рисках для компании.

Как развивается мировой рынок Employee Monitoring

Согласно анализу Harvard Business Review, переход на удаленный формат работы способствует повышению производительности персонала на 13 %. Однако многие работодатели нуждаются в средствах контроля — для мониторинга эффективности членов команды на «удаленке» они предпочитают использовать программы учета рабочего времени.

Активный перевод сотрудников на удаленную работу начался во время пандемии коронавируса. В тех обстоятельствах эта мера была вынужденной, однако многие компании оценили экономию на операционных расходах и эффективность такого подхода, продолжив практиковать его в дальнейшем. В период с 2019 по 2022 год мировой спрос на решения для удалённого и гибридного труда существенно возрос.

Статистика относительно мирового рынка Employee Monitoring в разных источниках существенно различается. Так, согласно докладу Verified Market Reports, объем мирового рынка ПО для мониторинга рабочей активности в 2024 году составил 4,1 миллиарда долларов. По прогнозам, ежегодный прирост этого сегмента составит 14 %.

 

Рисунок 2. Анализ роста рынка EMS (источник: verifiedmarketreports.com)

Анализ роста рынка EMS

 

Однако согласно докладу Verified Market Research объем мирового рынка ПО для мониторинга сотрудников в 2023 году был оценен в 627 млн долларов, и только к 2031 году он должен достигнуть 1,7 млрд долларов. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) этого сегмента оценивается аналитиками в 11,10 %.

 

Рисунок 3. Прогноз роста рынка EMS (источник: verifiedmarketresearch.com)

Прогноз роста рынка EMS

 

Такие существенные отклонения в статистических данных обусловлены различными трактовками того, какие решения относятся к Employee Monitoring Software. Хотя цифры в сервисах аналитики разнятся, они свидетельствуют о стабильном увеличении интереса к подобным технологиям в корпоративной среде. Это означает, что спрос на решения Employee Monitoring продолжит расти и дальше.

Российский рынок систем мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времени 

За последние 5 лет популярность систем контроля эффективности персонала в РФ значительно возросла, хотя некоторые российские компании использовали такое ПО и ранее.

Как показало исследование HeadHunter, в 2022 году такие системы применяло меньше трети работодателей — 27 %. А уже в 2024 году количество компаний, использующих ПО для контроля и мониторинга сотрудников, выросло до 50 %. Об этом свидетельствует исследование, проведенное аналитиками «Работы.ру» и «СберПодбора»: 42 % опрошенных используют продукты для планирования задач и оценки эффективности персонала и еще 8 % — для контроля работы за ПК.

Российские вендоры активно включились в процесс разработки решений для отслеживания работы и мониторинга эффективности персонала. В этом обзоре мы не преследовали цель охватить все существующие на рынке продукты, а решили осветить решения от отечественных разработчиков, которые соответствуют требованиям действующего законодательства — в частности, зарегистрированы на текущий момент в реестре российского ПО и могут легально применяться на рабочих местах в организациях любой сферы деятельности.

По состоянию на 2025 год такие решения предлагают следующие российские вендоры: 

  • AMS Software;
  • InfoWatch;
  • Zecurion;
  • «Атом Безопасность», входящий в СКБ «Контур»;
  • «Биткоп»;
  • «Инфомаксимум»;
  • «Инсайдер»;
  • «Колибри»;
  • «Мипко»;
  • «Нетворк Профи»;
  • «Новые решения»;
  • «СёрчИнформ»;
  • ГК «Солар»;
  • «Стахановец». 

Большинство продуктов перечисленных вендоров можно отнести к классическим СУРВ, но некоторые решения больше тяготеют к DLP-системам — например, сделаны вендором, который исторически специализировался на продуктах именно этого класса, или выполнены в виде модулей для средств предотвращения утечек. Это вполне логично, поскольку при совместном использовании EMS может обогатить DLP дополнительными данными.

Краткий обзор продуктов от российских вендоров, с учетом предложенной классификации, приведен в следующем разделе.

Краткий обзор продуктов для мониторинга эффективности сотрудников и учета рабочего времени 

Классические СУРВ

Все современные EMS обладают потенциалом для информационной безопасности, но не у каждой организации достаточно ресурсов, чтобы воспользоваться собранной ими аналитикой. Если в приоритете оценка продуктивности сотрудников и улучшение рабочей дисциплины, стоит обратить внимание на продукты, которые тяготеют к контролю времени.

 

 

Bitcop

Система учета рабочего времени Bitcop предназначена для контроля эффективности персонала. Это разработка отечественной компании «Биткоп». Система позволяет дать количественную и качественную оценку отработанного рабочего времени по ряду аналитических показателей, сформировав развернутую картину реального положения дел в компании.

Bitcop ведет учет рабочего времени сотрудников за ПК, фиксирует трекинг задач, оценивает интенсивность использования программ, сайтов и приложений, на основе чего автоматически формирует структуру дня каждого работника, оценивает продуктивность и степень загруженности персонала.

 

Рисунок 4. Продуктивность сотрудников в программе Bitcop

Продуктивность сотрудников в программе Bitcop

 

По заявлению разработчика, использование системы позволяет повысить эффективность персонала на 30 %. В системе можно настроить отправку уведомлений о нарушениях рабочего процесса, а также заблокировать нежелательные ресурсы. Изучить возможности Bitcop можно в течение 14-дневного бесплатного периода.

Особенности системы: 

  • Возможность функционирования программы в скрытом режиме, защита от попыток несанкционированной остановки агента.
  • Синхронизация данных с Active Directory.
  • Поддержка мониторинга активности сотрудников, работающих на сервере терминалов через удаленный рабочий стол (RDP).
  • Возможность интеграции со СКУД, системами телефонии, офисными приложениями, корпоративными календарями.
  • Низкая нагрузка на компьютеры пользователей (нагрузка на процессор не превышает 0,1 %).
  • Наличие открытого программного интерфейса (API) для интеграции с любыми бизнес-приложениями.

Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 5899 от 19.11.2019).

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

 

 

CleverControl

CleverControl — это разработка ИТ-компании «Новые решения» для мониторинга активности на компьютерах сотрудников. Платформа предлагает широкие возможности для отслеживания активности персонала: она фиксирует, какие сайты посещает каждый работник, какие приложения использует, сколько времени тратит на тот или иной ресурс.

Решение предназначено для компаний, которые хотят улучшить продуктивность персонала и оптимизировать трудозатраты, обеспечить соблюдение корпоративных стандартов и прозрачности рабочего процесса. Также разработчик делает акцент на контроле подключаемых устройств и цифровой безопасности сотрудников.

 

Рисунок 5. Анализ поисковых запросов в программе CleverControl

Анализ поисковых запросов в программе CleverControl

 

CleverControl позволяет следить за работой удаленных команд и распределенных офисов, где сложнее контролировать дисциплину и отслеживать злоупотребления. Подробный мониторинг активности, аналитика рисков и отчеты по производительности позволяют выявить потенциальные проблемы и сохранять контроль над рабочим процессом.

Особенности системы:

  • Агент программы может работать скрытно от персонала, без отображения в диспетчере задач.
  • Запись экрана для полного контроля над процессом работы.
  • Встроенная система видеонаблюдения через веб-камеры ПК и ноутбуков, с записью звукового окружения через микрофоны.
  • Контроль печати и подключения внешних устройств памяти.
  • На одном экране можно вести наблюдение за 32 мониторами пользователей.
  • Доступ ко всем функциям сервиса с возможностью наблюдения за неограниченным количеством рабочих станций в течение 14-дневного тестового периода.

Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 20165 от 27.11.2023).

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

 

 

CrocoTime

CrocoTime — это система для учета рабочего времени, выпущенная на российский рынок компанией «Инфомаксимум». Как и у других подобных продуктов, в ней используется клиент-серверная архитектура: статистика с ПК пользователей собирается при помощи программных агентов, передающих информацию на сервер мониторинга. 

Система подсчитывает суммарное время работы сотрудника, а затем делит его на продуктивное (проведенное в профильных программах, на корпоративных ресурсах и пр.) и непродуктивное (отвлечения на новостные лента, развлекательные ресурсы и т. п.). При этом учитывается не только время, проведенное в активном окне или вкладке, но и движения мыши, нажатия клавиатуры. Если устройства ввода не используются более 5 минут, это время считается внекомпьютерным.

 

Рисунок 6. Оценка продуктивности персонала в программе CrocoTime

Оценка продуктивности персонала в программе CrocoTime

 

Разработчик делает акцент на исправление неэффективных рабочих процессов и оптимизацию трудозатрат, а не на тотальную слежку за работниками. В программе учитываются рабочие встречи и звонки сотрудников, но при этом соблюдается их право на тайну личной переписки. По этой причине система не делает скриншотов экрана, аудио- и видеозаписей с ПК пользователей. 

Особенности системы: 

  • Возможность интеграции с IP-телефонией, календарями, 1С, POS-терминалами, электронными турникетами и прочими СКУД. 
  • Автоматическая фиксация нарушений рабочего регламента в табеле сотрудника для дальнейшей сверки с данными кадровой службой по отпускам и больничным.
  • Наличие бесплатного тестового периода, а также возможность ознакомиться с ПО на сайте разработчика в демо-режиме.
  • Автоматическое создание отчетов о выполненных задачах.
  • При необходимости тайм-трекинг задач можно запускать вручную.
  • API для обмена данным с внешними источниками.

Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 1848 от 23.09.2016).

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

 

 

Kickidler

Kickidler — флагманская разработка от российской компании «АйТи Сервис Менеджмент». Изначально продукт был выпущен на рынок компанией TeleLink Soft, но на данный момент он полностью локализован в России.

ПО Kickidler состоит из трех основных компонентов: «Граббера» (агента, устанавливаемого на контролируемые ПК), «Вьюера» (приложения, устанавливаемого на компьютер, с которого ведется мониторинг) и «Сервера» (серверной части, где хранятся все собранные программой данные). 

 

Рисунок 7. Анализ рабочего дня конкретного сотрудника в Kickidler

Анализ рабочего дня конкретного сотрудника в Kickidler

 

Система учета рабочего времени сотрудников помогает улучшить продуктивность работы, оптимизировать управление персоналом и повысить уровень ИБ. По данным разработчика, решение позволяет повысить эффективность сотрудников на 25 %. Это достигается за счет отслеживания динамики продуктивности (спадов и подъемов), а также выявления и минимизации неэффективных процессов. Кроме того, анализ рисков и визуальный мониторинг помогают защищать корпоративные данные от несанкционированного доступа.

Особенности системы:

  • 10 аналитических отчетов по рабочему времени и продуктивности сотрудников.
  • Контроль работы над проектами и задачами.
  • Возможность настройки автоматического уведомления сотрудников о зафиксированных нарушениях делает процесс мониторинга более прозрачным. 
  • Наличие инструментов самоконтроля для персонала облегчает управление удаленными сотрудниками.
  • Возможность удаленного доступа и управления ПК. 
  • Просмотр экранов ПК в реальном времени, а также запись изображений и звука с них.

Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 11221 от 05.08.2021).

Обзор продукта на нашем сайте доступен здесь.

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

 

 

LanAgent

Флагманский продукт российской компании «Нетворк Профи» направлен на решение сразу двух задач — контроля / учета рабочего времени сотрудников и выявления / предотвращения утечек информации. Система осуществляет мониторинг рабочих станций в локальной сети предприятия (включая «тонкие клиенты») и позволяет оценить продуктивность персонала, основная работа которого связана с использованием ПК.

Система строит визуализацию полной картины рабочего дня подчиненных. В продукте реализованы все традиционные для систем мониторинга персонала функции: снятие скриншотов с экранов пользовательских ПК, перехват клавиатурных нажатий (кейлоггер), контроль документов, отправляемых на печать, запись изображения с веб-камеры, звука с микрофона и т.п.

 

Рисунок 8. Просмотр скриншотов в программе LanAgent

Просмотр скриншотов в программе LanAgent

 

Применение системы позволяет предотвращать кражу информации и намеренное вредительство, также ее можно использовать при расследовании инцидентов. Для этих целей в ней ведется подробный лог всех действий сотрудника на компьютере, контролируются основные каналы передачи информации, в том числе переписки. Еще в программе можно настроить уведомления о нарушениях пользователем заданных правил безопасности.

Особенности системы: 

  • Возможность работы агента в офлайн-режиме, без подключения к серверу. 
  • Перехват сетевого трафика, в том числе шифрованного, запоминание поисковых запросов, сохранение набранных текстов.
  • Возможность заблокировать для пользователей запуск некоторых программ, посещение определенных сайтов (например, файлообменников), подключение носителей информации к ПК.
  • Выявление нестандартного поведения сотрудников (например, ведения переговоров с конкурентами).
  • Анализ рисков и предупреждение о подозрительных действиях, которые могут привести к утечке информации. 
  • Возможность доработки ПО или разработку дополнений под конкретные задачи заказчика.

Версии продукта LanAgent Standard, LanAgent Enterprise и LanAgent Terminal включены в реестр отечественного ПО (реестровые записи № 124 от 18.03.2016, № 1861 от 23.09.2016, № 10674 от 01.06.2021).

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

 

 

Mipko Employee Monitor

Российская компания «Мипко» представила на рынок решение для контроля персонала Mipko Employee Monitor еще в 2010 году. При этом ранее этот продукт поставлялся под названием KGB Spy. Система дает подробный анализ относительно времени работы пользователей за ПК, отслеживая запуск приложений, посещение веб-ресурсов и операции с файлами.

В Mipko Employee Monitor можно отслеживать активность сотрудника в режиме реальном времени либо просматривать историю его действий. За счет этого можно составить цельную картину рабочего дня и оценить продуктивность конкретного работника. 

 

Рисунок 9. Интерфейс программы Mipko Employee Monitor

Интерфейс программы Mipko Employee Monitor

 

Как и в других EMS, в системе реализован автоматизированный сбор данных об активности сотрудника и формирование отчетов о продуктивности. Однако она позволяет не только отслеживать нерациональное использование рабочего времени, но и выявлять различные информационные угрозы — например, взаимодействие с конкурентами.

Особенности системы:

  • Возможность работы в режиме экономии ресурсов, скрытый от пользователя мониторинг.
  • Фиксация операций с файлами, перехват буфера обмена. 
  • Функционал кейлоггера (фиксация клавиатурного ввода и запоминание набранного текста).
  • Настройка уведомлений и предупреждений о потенциальных нарушениях по ключевым словам.
  • Снятие четких скриншотов экрана, перехват переписок в чатах и социальных сетях.
  • Возможность выгрузки данных в CSV.

Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 401 от 18.04.2016).

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

 

 

«ОфисМЕТРИКА»

«ОфисМЕТРИКА» — это программа для мониторинга рабочего времени сотрудников, разработанная отечественной компанией AMS Software («Эймс Софтвэр»). Система дает возможность увидеть развернутую картину деятельности каждого сотрудника, а также предотвратить посещения нежелательных сайтов, утечку конфиденциальной информации, сократить другие риски. 

Программа предназначена для учёта времени, проведённого за компьютером, и анализа эффективности работы сотрудников. Для этого в ней необходимо задать обращение к каким ресурсам, сайтам и программам следует считать продуктивным, а к каким — нет.

 

Рисунок 10. Интерфейс программы «ОфисМЕТРИКА»

Интерфейс программы «ОфисМЕТРИКА»

 

Разработчик делает акцент на информационной безопасности и легальности использования данной программы на рабочих ПК. В отличие от программ-шпионов, она не перехватывает конфиденциальные сведения и не нарушает права сотрудников. Кроме того, заказчик может не переживать, что система мониторинга станет причиной утечки информации: все данные хранятся и передаются только в пределах локальной сети.

Особенности системы: 

  • Фиксация начала и окончания рабочего дня, а также длительности обеденного перерыва, пауз, перекуров.
  • Возможность задать фиксированный или свободный график для подчиненных, указать количество рабочих дней и часов.
  • Автоматическое формирование табелей рабочего времени.
  • Оценка активности пользователей (нажатий клавиш, кликов и скроллинга мышью).
  • Возможность оценить динамику работы сотрудников, изменения дисциплины за несколько месяцев или даже лет. 
  • Максимально простой интерфейс с подсказками и возможность внедрения в организации всего за один день.

Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 11756 от 18.10.2021).

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

Продукты с DLP-функциями

Перечисленные ниже системы мониторинга персонала обладают признаками DLP-систем, т.е. их разработчики делают акцент на предотвращении утечек конфиденциальной информации и других подобных функциях по обеспечению информационной безопасности.

 

 

Staffсop Enterprise 

Российская компания «Атом Безопасность», входящая в состав СКБ «Контур», разработала систему мониторинга Staffcop Enterprise. Она позволяет анализировать действия сотрудников за компьютерами, проводить учет рабочего времени и оценку эффективности служебной деятельности.

В этой системе реализованы типичные для EMS функции: подсчет времени активности сотрудника в приложениях и на сайтах, оценка эффективности работы с категоризацией по видам деятельности, аналитические срезы по любым видам событий и данным (построение многомерных отчетов).

 

Рисунок 11. Отчет по продуктивному времени в программе Staffcop Enterprise

Отчет по продуктивному времени в программе Staffcop Enterprise

 

Также она может использоваться для обеспечения ИБ в организации, выявления утечек конфиденциальной информации и расследования инцидентов. Сейчас разработчик делает акцент именно на ее использовании в качестве инструмента для расследования событий, связанных с действиями пользователей на рабочих станциях.

Особенности системы: 

  • Оперативный контроль сотрудников для определения групп риска, предотвращения утечек конфиденциальной информации и слива данных конкурентам. 
  • Отслеживание подозрительных событий для выявления инсайдерской деятельности, мошенничества и коррупционных схем, а также сотрудников, желающих сменить место работы.
  • Блокировка приложений, ограничение доступа к сайтам для отдельных пользователей или групп.
  • Возможность удаленного администрирования рабочих станций.
  • Ведение контроля на рабочих станциях, терминальных серверах, VDI, поддержка Linux, Windows и macOS; работа сервера с использованием как опенсорсных, так и российских ОС и БД: Ubuntu и Astra Linux, PostgreSQL и Jatoba.
  • Возможность сравнения сотрудников / отделов по ключевым показателям.

Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 8828 от 21.01.2021).

Обзор продукта на нашем сайте доступен здесь.

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

 

 

«ИНСАЙДЕР»

Российская компания «ИНСАЙДЕР» — разработчик одноименной системы мониторинга и анализа продуктивности работы персонала. Это решение позволяет отслеживать действия сотрудников на персональных компьютерах и мобильных устройствах, оценивать эффективность деятельности персонала и подсчитывать фактически отработанное время.

По заявлению разработчика, система помогает улучшить производительность труда до 30 %: она позволяет выявить нарушения регламента, контролировать переработки и периоды снижения продуктивности. «ИНСАЙДЕР» также помогает бороться с неравномерным распределением нагрузки между специалистами и облегчает управление удаленными командами.

 

Рисунок 12. Интерфейс программы «ИНСАЙДЕР»

Интерфейс программы «ИНСАЙДЕР»

 

Система отображает подробную статистику по результатам мониторинга времени и активности работников (с разбивкой на продуктивные часы, отвлечения и время простоя), позволяет детально сравнить показатели по сотрудникам, отделам или периодам времени. Также в системе предусмотрен встроенный кейлоггер, который помогает предотвращать утечки конфиденциальной информации и выявлять нелояльных подчиненных, в т.ч. работающих на конкурентов.

Особенности системы: 

  • Скрытый режим работы с автоматическим созданием скриншотов экрана и кейлоггером.
  • Учет времени прихода и ухода сотрудника с точностью до секунды.
  • Контроль использования подозрительных ресурсов и нежелательных программ, отслеживание ключевых запросов.
  • Подробный отчет по инцидентам.
  • Точечная настройка инцидентов, продуктивных и непродуктивных ресурсов по должностям и отдельным сотрудникам.
  • Возможность отслеживать GPS-координаты рабочего мобильного устройства, историю их изменения. 

Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровые записи № 12671 от 24.01.2022, № 26834 от 28.02.2025).

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

 

 

«СпрутМонитор»

«СпрутМонитор» — это система для контроля поведения персонала и учета использования рабочего времени от компании «Колибри». Она позиционируется как эффективная замена СКУД и системам видеонаблюдения. Ее главные задачи — повышение продуктивности работников, снижение вероятности утечки критических данных и устранение инсайдерских угроз. 

Кроме того, «СпрутМонитор» позволяет эффективно контролировать деятельность удаленных сотрудников и фрилансеров. Система правил дает возможность отслеживать определенные действия персонала и анализировать риски в режиме реального времени.

 

Рисунок 13. Онлайн-трансляция с экранов сотрудников в программе «СпрутМонитор»

Онлайн-трансляция с экранов сотрудников в программе «СпрутМонитор»

 

В системе заложена автоматическая категоризация деятельности персонала на полезную (продуктивную), вредную (непродуктивную) и нейтральную. По каждому сотруднику формируется подробный хронометраж дня, включающий мониторинг программ, сайтов и поисковых запросов.

Особенности системы: 

  • Наличие облачной (не требующей развертывания серверной части) и локальной (on-premise) версий с 15-дневным пробным периодом.
  • Распознавание текста и речи, перехват электронных писем и сообщений в мессенджерах, кейлоггер, снятие снимков экрана каждый 2–3 секунды.
  • Возможность настройки уведомлений и автоматических реакций на определенные действия.
  • Администратор может заблокировать доступ к определенным сайтам, программам, файлам или устройствам.
  • Автоматически обновляемый производственный календарь, при этом можно назначить индивидуальный рабочий график сотруднику или отделу.
  • Фиксация опозданий, ранних уходов, сверхурочных часов, а также работы в праздничные и выходные дни с автоматической генерацией табеля учета рабочего времени.

Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 10597 от 27.05.2021).

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

 

 

«Стахановец»

Компания «Стахановец» — это российский разработчик одноименного программного комплекса, предназначенного для мониторинга сотрудников и проведения кадровой аналитики. В решение встроена интеллектуальная система анализа, которая изучает поведение персонала более чем по 40 критериям и «упаковывает» информацию в графические отчеты. Благодаря этому руководители получают объективные данные для принятия управленческих решений. Это запатентованная разработка компании. 

К задачам системы относится повышение эффективности работы персонала, сокращение издержек и предотвращение утечек конфиденциальной информации. Она служит для обеспечения информационной безопасности и кадровой аналитики. В функции программы входит контроль присутствия и активности персонала, учет фактически отработанного времени, профайлинг сотрудников, формирование рейтинга лидеров и «аутсайдеров». 

 

Рисунок 14. Мониторинг переработки в программе «Стахановец»

Мониторинг переработки в программе «Стахановец»

 

Производитель заявляет, что установив систему «Стахановец» на предприятии, можно на 30 % сократить текучесть кадров, в 3 раза уменьшить время оценки HR-службой новых работников, на 20 % увеличить вовлеченность персонала в работу и сократить число нелояльных сотрудников до нуля.

Особенности системы: 

  • Анализ клавиатурного почерка для определения автора документа, а также выявления сотрудников в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  • Отображение взаимодействий сотрудника в виде графа связей.
  • Снятие скриншотов, запись изображения рабочего стола, мониторинг переговоров в мессенджерах и системах телефонии с распознаванием речи, запись звука с микрофона и видео с веб-камеры.
  • Определение местоположения удаленных сотрудников даже при включенном VPN.
  • Формирование рейтинга сотрудников с потенциально опасным поведением.
  • Бесплатный пробный период длительностью 30 дней.

Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 3410 от 03.05.2017).

Обзор продукта на нашем сайте доступен здесь.

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

Комплексные решения

Ниже приводятся продукты от крупных разработчиков, которые можно использовать как отдельно, так и в совокупности с другими — например, с DLP-системой того же вендора.

 

 

InfoWatch Activity Monitor

InfoWatch Activity Monitor — система мониторинга действий сотрудников за ПК, которую можно использовать как часть DLP-решения InfoWatch Traffic Monitor или как самостоятельный продукт. Она дает специалисту по ИБ и кадровому департаменту широкую картину рабочего дня сотрудника: от действий с файлами и использования приложений до поисковых запросов и подключенных устройств.

При возникновении инцидента система помогает быстро восстановить цепочку событий и определить, был ли это злой умысел, халатность или вообще не тот человек за компьютером. За счет этого служба ИБ может ускорить расследование инцидентов и контролировать сотрудников из групп риска.

 

Рисунок 15. Профиль сотрудника в программе InfoWatch Activity Monitor

Профиль сотрудника в программе InfoWatch Activity Monitor

 

Технологии InfoWatch Activity Monitor помогают ИБ-департаменту видеть картину действий сотрудников до, во время и после инцидента. Это ускоряет принятие решений, снижает нагрузку на службу ИБ и повышает защищенность организации. За счет ее использования бизнес может повысить прозрачность действий персонала — особенно при удаленной или распределенной работе.

Особенности системы: 

  • Интерактивный таймлайн показывает, чем занимался сотрудник в течение дня, с разбивкой по типам активности (программы, сайты, текст, аудио, принтер и др.) и возможностью мгновенно перейти от события к контексту.
  • Авторазметка скриншотов позволяет автоматически выявить рискованные интересы (оружие, роскошь, контент 18+ и пр.). Это позволяет без ручного анализа понять, кто из сотрудников потенциально опасен или неблагонадежен.
  • Онлайн-мониторинг и транскрибация аудио дают возможность в реальном времени наблюдать за действиями сотрудника, получать текстовую расшифровку разговоров, проводить поиск по ключевым словам и эмоциональным реакциям.
  • Конфигурируемая панель с выбором из 11 виджетов и 39 фильтров, фильтрация по любым параметрам — от подразделения до конкретного файла.
  • Бесшовная интеграция с DLP InfoWatch Traffic Monitor — единая аналитика, единый агент, общая логика расследований.
  • Поддержка отечественных ОС (Astra Linux, РЕД ОС).

Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 10341 от 21.04.2021).

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

 

 

«СёрчИнформ TimeInformer»

«СёрчИнформ TimeInformer» — это решение от российской компании «СёрчИнформ». Оно предназначено для автоматического контроля работы сотрудников за компьютерами, оценки активности персонала в любых программах и приложениях. При этом система определяет, занимается ли сотрудник служебными задачами или просто открыл приложение для имитации рабочего процесса. Для анализа система использует данные об активности пользователей в ПО и на сайтах, а также перехват клавиатурных нажатий и информации из буфера обмена.

Как и другие подобные решения, система фиксирует время прихода и ухода сотрудника, время использования приложений и сайтов, простои и опоздания. Система автоматически категоризирует посещаемые сотрудниками сайты по встроенной базе данных категорий, определяет «полезность» запущенных программ в зависимости от служебных обязанностей сотрудника. Благодаря этому рабочее время автоматически разделяется на продуктивную деятельность, непрофильную и непродуктивную. При этом учитывается тип активности: например, при ведении аудиопереговоров могут отсутствовать движения мыши или нажатия на клавиатуре, однако это время будет учтено как продуктивное.

 

Рисунок 16. Отчет по активности сотрудников в «СёрчИнформ TimeInformer»

Отчет по активности сотрудников в «СёрчИнформ TimeInformer»

 

По заявлению разработчика, внедрение системы позволяет сократить нецелевое использование рабочего времени на 30 %. Также она может использоваться для выявления нелояльных сотрудников, работников на стадии выгорания, расследования инцидентов и сбора доказательной базы.

Особенности системы:

  • Гибкая настройка условий мониторинга, включая индивидуальные графики работы, оценку «полезности» посещаемых ресурсов и запускаемых программ по пользователям и отделам и т.д.
  • Наличие скрытого и открытого режимов работы на пользовательских ПК с возможностью оповещать сотрудника о контроле и демонстрировать ему трекер рабочей активности в пользовательском интерфейсе на его ПК.
  • 65+ предустановленных отчетов и возможность создавать собственные шаблоны отчетности.
  • Онлайн-контроль активности по действиям на ПК, через подключение к веб-камере или просмотр экрана монитора.
  • Автоматическое выявление «мнимых тружеников» при помощи защиты от имитации активности с помощью программ-кликеров и других уловок. 
  • Для просмотра отчетов и контроля в реальном времени веб-интерфейс доступен с любого устройства.

Продукт включен в реестр отечественного ПО как часть DLP-системы «СёрчИнформ КИБ» (реестровая запись № 2468 от 20.12.2016).

Обзор продукта на нашем сайте доступен здесь.

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

 

 

Solar addVisor

Функция контроля и учета рабочего времени уже давно была реализована в DLP-системе Solar Dozor, однако в 2021 году ГК «Солар» выпустила на рынок отдельное решение — UAM-систему Solar addVisor. Данный программный продукт предназначен для повышения производительности труда и более эффективного использования кадров на основе мониторинга работы пользователей за АРМ.

Система анализирует цифровой след активности сотрудников и предоставляет информацию по рабочей нагрузке (переработки, недоработки, время начала и окончания рабочего дня), профилям должностей (агрегированное представление на основе анализа сотрудников одной должности) и оценивает уровень выгорания (индекс выгорания). Руководитель подразделения и/или HR на основе этих данных могут понять, какое подразделение или сотрудник требуют внимания. Например, сотрудник близок к выгоранию и необходимо перераспределить с него нагрузку или предоставить отпуск. Или в подразделении наблюдаются регулярные переработки, при этом все рабочее время сотрудники используют для решения рабочих задач. Информацию из системы можно использовать в том числе для обоснования сохранения штатной численности.

 

Рисунок 17. Личный кабинет сотрудника в программе Solar addVisor

Личный кабинет сотрудника в программе Solar addVisor

 

В отличие от модуля «Контроль рабочего времени» системы Solar Dozor, addVisor более простой в установке, а стоимость такого решения меньше. В интерфейсе системы представлены именно те данные, которые представляют интерес для руководителей и кадровиков в первую очередь.

Особенности системы: 

  • Отображение личного кабинета сотрудника и подразделения со срезом рабочего дня для оценки загруженности.
  • Автоматический сбор данных и предоставление отчетности в различных срезах, с возможностью экспорта графиков и гистограмм.
  • Возможна интеграция со сторонними источниками данных — например, со СКУД или системой управления ресурсами (ERP).
  • Использование алгоритмов машинного обучения для точности аналитики.
  • Возможность сравнить профили сотрудников и выявить области развития компетенций, независимо от занимаемой работником должности.
  • Поддерживает работу с операционными системами семейства Linux (РЕД ОС, Astra Linux, CentOS). 

Продукт включен в реестр отечественного ПО (реестровая запись № 9369 от 01.03.2021).

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

 

 

Zecurion Staff Control

Zecurion Staff Control — это инструмент для мониторинга активности сотрудников с целью выявления неправомерных действий, для учета рабочего времени и оценки продуктивности его использования, а также сбора информации, необходимой при расследовании инцидентов.

Как и рассмотренные выше решения, Zecurion Staff Control состоит из двух частей — серверной и агентской. Благодаря интеграции с компонентами DLP, его функциональные возможности широки, и включают помимо прочего: контроль приложений, снятие скриншотов, кейлоггер, получение снимков с веб-камеры и звука с микрофона.

 

Рисунок 18. Мониторинг активности сотрудника в Zecurion Staff Control

Мониторинг активности сотрудника в Zecurion Staff Control

 

Вендор делает акцент на том, что модуль Staff Control предназначен для решения задач ИБ и является собственной разработкой Zecurion, а не интеграцией стороннего решения под своим брендом на основе концепции «white label».

Особенности системы: 

  • Подсчет более 15 показателей для оценки эффективности работы, возможность настраивать шаблоны отчетов.
  • Возможность сравнения продуктивности сотрудников между собой, сверка со средними по отделам или компании показателями.
  • Отображение поведенческого анализа, связей и рисков в карточке сотрудника для ИБ-задач.
  • Возможность совместной работы нескольких офицеров ИБ, проведения расследований, постановки и контроля выполнения задач с помощью встроенной системы реагирования на инциденты (IRP).
  • Рассчитана на работу в сетях до 100 000 сотрудников.
  • Управление осуществляется из единой для всех продуктов Zecurion веб-консоли.

Продукт включен в реестр отечественного ПО как часть Zecurion DLP (реестровая запись № 2469 от 20.12.2016).

Обзор продукта на нашем сайте доступен здесь.

Подробнее о продукте можно узнать на официальном сайте.

Альтернативные решения на российском рынке

Кроме вышеперечисленных производителей, на российском рынке EMS также представлены следующие решения:

  • Disciplina,
  • Falcongaze SecureTower,
  • NeoSpy,
  • Teramind от WebControl (не путать с решением одноименной американской компании).

Этот список нельзя считать исчерпывающим, также на рынке регулярно появляются новые решения. 

Особо стоит выделить здесь Falcongaze SecureTower, включенный в реестр евразийского ПО (запись №22eac от 23.04.2020). Обзор этой DLP-системы также есть на нашем сайте.

Решения от иностранных вендоров

На мировом рынке представлено огромное разнообразие систем, предназначенных для мониторинга работы персонала и оценки ее эффективности. Среди них есть как комплексные решения от известных разработчиков (Microsoft, Micro Focus и др.), так и продукты нишевых игроков, специализирующихся исключительно на EMS (Teramind, Monitask и др.).

Выше мы ссылались на доклады Verified Market Reports и Verified Market Research. Согласно их данным, ключевыми игроками на рынке Employee Monitoring Software являются:

  • ActivTrak;
  • Awareness Technologies;
  • InterGuard;
  • iMonitorSoft;
  • Syteca;
  • Hubstaff;
  • Microsoft;
  • Monitask;
  • NetVizor;
  • NCH Software;
  • SentryPC;
  • Teramind;
  • Time Doctor;
  • Veriato;
  • VeriClock;
  • WorkTime;
  • Work Examiner.

Однако этот список нельзя считать исчерпывающим, поскольку оценка вендоров зависит от сервиса аналитики. Это обусловлено различиями в трактовке понятия EMS, о чем мы упоминали выше.

Выводы

Сегодня системы контроля эффективности персонала и учета рабочего времени используются не только для повышения дисциплины и контроля трудового распорядка. Растет значимость оценки действий персонала с целью оптимизации рабочего процесса, рационального использования корпоративных ресурсов, выявления каналов утечки конфиденциальной информации и других потенциальных угроз. Этому способствует массовый перевод сотрудников на удаленный / гибридный формат работы, а также активное внедрение цифровых технологий во все сферы деятельности. 

На рынке Employee Monitoring Software сегодня наблюдается внушительный выбор программного обеспечения, предназначенного для контроля персонала на рабочих местах и автоматизированного учета рабочего времени. Предлагаемые российскими вендорами решения включают не только стандартный набор функций по сбору и обобщению информации в рамках своего интерфейса, но и содержат дополнительные опции, позволяющие использовать их в сфере ИБ.

Полезные ссылки: 
AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новые статьи на Anti-Malware.ru