Роскомнадзор запретил сбор данных пользователей ВКонтакте

Роскомнадзор запретил сбор данных пользователей ВКонтакте

Роскомнадзор запретил сбор данных пользователей ВКонтакте

Роскомнадзор запретил сторонним компаниям собирать открытую персональную информацию пользователей «ВКонтакте». Об этом говорится в разъяснении надзорного ведомства (есть у «Известий»), направленном в адрес фирмы, собирающей такие данные. В пресс-службе Роскомнадзора «Известиям» подтвердили эту позицию.

В надзорном ведомстве рассказали, что по Федеральному закону «О персональных данных» допускается обработка персональных данных (ПД), доступ к которым предоставил сам их владелец. Но по ст. 6 того же закона обработка таких данных возможна только с согласия субъекта ПД.

— В соответствии с пунктом 5.12 пользовательского соглашения сети «ВКонтакте» пользователь дает согласие только на доступ к информации, которую он размещает на персональной странице, в том числе к своим персональным данным, — пояснили в пресс-службе Роскомнадзора. — Согласия на сбор, обработку и передачу третьим лицам пользователь не дает.

В Роскомнадзоре пояснили, что при отсутствии волеизъявления гражданина его персональные данные не могут храниться, обрабатываться и передаваться.

— Если это [сбор данных пользователей в соцсети] делалось ранее, то такая практика должна быть прекращена, — резюмировали в пресс-службе Роскомнадзора.

Администрации соцсетей негативно относятся к компаниям, которые собирают пользовательские данные. Так, в марте этого года Facebook запретила использовать данные соцсети для отслеживания поведения людей. В компании отметили, что пользователи должны чувствовать себя в безопасности, и обещали добавить соответствующий пункт в правила пользования их площадкой, пишет iz.ru.

В январе 2017 года администрация «ВКонтакте» подала иск в Арбитражный суд Москвы против ООО «Дабл» (использует бренд Double Data) и Национального бюро кредитных историй. Две эти компании оценивают кредитоспособность заемщиков на основе информации их профилей в соцсетях и продают эти данные банкам. Согласно иску, НБКИ предлагает кредитным организациям сервисы на основе технологий, разработанных «Дабл». При этом сумма исковых требований соцсети составила 1 рубль.

Замдиректора Координационного центра национального домена сети интернет по правовым вопросам Сергей Копылов в беседе с «Известиями» напомнил, что пользователи сами выкладывают свои персональные данные в открытый доступ.  

— Либо надо сразу ограничивать доступ к этим данным, либо дать всем возможность их использовать, — заявил Сергей Копылов. — Сейчас же ситуация напоминает случай, когда человек повесил на забор фотографию, но запретил на нее смотреть. Любая компания может использовать общедоступные данные. И неважно, что именно сказано в пользовательском соглашении соцсети, сторонние компании этим соглашением не связаны. Кроме того, сама соцсеть не сможет проконтролировать, кто собирает данные ее пользователей.

— В наших правилах записано, что сторонние компании без нашего ведома не могут собирать данные пользователей, в том числе использовать для этого автоматические инструменты, — сообщили в пресс-службе соцсети «Одноклассники».

Пресс-служба «ВКонтакте» не ответила на запрос «Известий».

Месячная аудитория «ВКонтакте», по собственным данным соцсети, составляет 95 млн человек.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

В Екатеринбурге лжемастера с сайтами на нейросетях берут втрое больше

В Екатеринбурге орудуют лжемастера, взимающие в два-три раза больше за ремонт бытовой техники. Они работают через онлайн-площадки и активно используют нейросети. Благодаря приёмам поисковой оптимизации эти ресурсы попадают в топ поисковой выдачи. Также мошенники размещают свои объявления на профильных классифайдах.

Как выяснило издание 66.RU, в городе действуют десятки мошеннических сервисов, которые завлекают клиентов рассказами о многолетнем опыте работы. Контент для таких сайтов зачастую создаётся с помощью нейросетевых инструментов.

Один из читателей издания обратился за ремонтом посудомоечной машины через сайт, найденный в поиске. Приехавший мастер выполнил работу, но потребовал 34 тысячи рублей — более чем в два раза выше среднерыночной стоимости.

Позже выяснилось, что указанный на сайте адрес не существует. Затем он был заменён на другой — в торговом центре, где никакой сервисной компании нет и никогда не было. Более того, лица сотрудников на сайте оказались сгенерированы нейросетью.

Журналисты обнаружили, что в верхней части поисковой выдачи по запросам о ремонте бытовой техники находятся сайты компаний, которые заявляют о многолетнем опыте, но зарегистрированы только в 2024–2025 годах. Это явное несоответствие указывает на мошеннический характер таких организаций.

На классифайдах также нашлись десятки однотипных объявлений с шаблонными положительными отзывами. Часто используются одни и те же фотографии — причём те же изображения встречаются в аналогичных объявлениях из других городов. В ряде случаев администрации сайтов уже начали блокировать такие публикации.

«Привлечь к ответственности или вернуть деньги в таких случаях крайне сложно. Фактически наказать человека, взявшего деньги, можно только в том случае, если ремонт не был проведён. Зная это, недобросовестные мастера формально выполняют какие-либо действия — иногда даже не связанные с реальной проблемой — или берут оплату наличными, чтобы было невозможно доказать сам факт передачи денег», — объяснил изданию адвокат Георгий Краснов.

Юрист рекомендует заранее согласовывать все условия и никогда не вносить предоплату. В случае завышения стоимости следует ссылаться на ранее достигнутые договорённости. Также важно проверять документы мастера.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru