СЗПДн. Анализ. Сколько раз нужно посчитать сотрудников?

СЗПДн. Анализ. Сколько раз нужно посчитать сотрудников?

Продолжаем цикл не новых, но ещё актуальных проблем – сколько раз и как нужно учесть сотрудников, участвующих в обработке ПДн?  

Давайте посмотрим как это нужно делать в государственных и муниципальных учреждениях, в соответствии с ПП 221:

“б) утверждают актом руководителя государственного или муниципального органа следующие документы:

перечень должностей служащих государственного или муниципального органа, замещение которых предусматривает осуществление обработки персональных данных либо осуществление доступа к персональным данным;”

Акт – это скорее всего приказ.  Определяем сотрудников, работающих с ПДн, формируем перечень их должностей – скорее всего делать нужно будет 1 раз, далее он будет меняться редко, скорее при изменении орг. структуры.

Непонятно почему осуществление доступа отделили от обработки ПДн? В соответствии с 152-ФЗ доступ – это один из видов обработки ПДн, а точнее один из видов передачи ПДн.

Давайте посмотрим, что по этому поводу в ПП 1119:

“13. Для обеспечения 4-го уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах необходимо выполнение следующих требований:

в) утверждение руководителем оператора документа, определяющего перечень лиц, доступ которых к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе, необходим для выполнения ими служебных (трудовых) обязанностей”

Тут уже сложнее. Во-первых, нужен уже не перечень должностей, а перечень лиц. То есть учитывать придется конкретных сотрудников. Причем имеющих доступ в конкретную ИС. То есть, получаем что нужно вести нужно несколько перечней, и все они будут регулярно меняться. И все нужно утверждать руководителем организации.  

И опять же вопрос, почему учитываем только имеющих доступ, а не осуществляющих обработку?

Давайте теперь заглянем в ПП 687:

“13. Обработка персональных данных, осуществляемая без использования средств автоматизации, должна осуществляться таким образом, чтобы в отношении каждой категории персональных данных можно было определить места хранения персональных данных (материальных носителей) и установить перечень лиц, осуществляющих обработкуперсональных данных либо имеющих к ним доступ.”

Опять перечень конкретных сотрудников, причем с указанием категорий ПДн.

Посмотрим, есть ли какие-то уточнения в приказе ФСБ России №378:

“5. В соответствии с пунктом 13 Требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N1119 (далее - Требования к защите персональных данных), для обеспечения 4 уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах необходимо выполнение следующих требований:

в) утверждение руководителем оператора документа, определяющего перечень лиц, доступ которых к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе, необходим для выполнения ими служебных (трудовых) обязанностей; …

8. Для выполнения требования, указанного в подпункте "в" пункта 5 настоящего документа, необходимо:

а) разработать и утвердить документ, определяющий перечень лиц, доступ которых к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе, необходимдля выполнения ими служебных (трудовых) обязанностей;

б) поддерживать в актуальном состоянии документ, определяющий перечень лиц, доступ которых к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе, необходим для выполнения ими служебных (трудовых) обязанностей.”

Опять перечень сотрудников. На всякий случай уточняется что его нужно поддерживать в актуальном состоянии.

Теперь предположим, что у нас в качестве мер защиты используются СКЗИ, обеспечения удаленный доступ к ИСПДн с ноутбуков и мобильных устройств или если персональные межсетевые экраны с функциями VPN клиентов используются для организации выделенной защищенной подсети. Исходя из своего опыта могу сказать, что количество пользователей СКЗИ составляет 20% - 100% от количества пользователей ИСПДн. Придется ли считать их ещё раз?

Приказ ФСБ России №378:

“5. В соответствии с пунктом 13 Требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N1119 (далее - Требования к защите персональных данных), для обеспечения 4 уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах необходимо выполнение следующих требований:

а) организация режима обеспечения безопасности помещений, в которых размещена информационная система, препятствующего возможности неконтролируемого проникновения или пребывания в этих помещениях лиц, не имеющих права доступа в эти помещения; …

6. Для выполнения требования, указанного в подпункте "а" пункта 5 настоящего документа, необходимо обеспечение режима, препятствующего возможности неконтролируемого проникновения или пребывания в помещениях, где размещены используемые СКЗИ, хранятся СКЗИ и (или) носители ключевой, аутентифицирующей и парольной информации СКЗИ (далее - Помещения), лиц, не имеющих права доступа в Помещения, которое достигается путем:

…в) утверждения перечня лиц, имеющих право доступа в Помещения.”

Приказ ФАПСИ (ФСБ России) №152:

19.        Физические лица допускаются к работе с СКЗИсогласно перечню пользователей СКЗИ, утверждаемому соответствующим обладателем конфиденциальной информации. До такого утверждения техническая возможность использования СКЗИ лицами, включенными в данный перечень, должна быть согласована с лицензиатом ФАПСИ.

Лицензиаты ФАПСИ в рамках, согласованных с обладателями конфиденциальной информации полномочий по доступу к конфиденциальной информации имеют право утверждать такой перечень в отношении подчиненных им должностных лиц.”

То есть нужно утверждать перечень пользователей СКЗИ, а также перечни доступа в Помещения.

Подведем итог: при обработке ПДн нам нужно подготовить и утвердить руководителем организации 5 перечней разного содержания, связанного с лицами, обрабатывающими ПДн. А эти перечни будут регулярно меняться в связи с увольнением и приемом на работу новых сотрудников или кадровыми перемещениями внутри организации.

Можно ли и нужно ли совмещать это все в одном перечне, включающем в себя перечень лиц, должности, ИСПДн, категории ПДн, СКЗИ, помещения или все-таки вести отдельные перечни? Неплохим вариантом мне представляется учет всех этих данных в каком-то одном месте (системе, БД) из которой автоматически может генерироваться несколько подходящих нам перечней и передаваться на утверждение.

А как вы ведете учет лиц?

Каждая десятая компания в России отказывается от создания SOC

Каждая десятая организация в России отказывается от создания центров мониторинга и реагирования на инциденты информационной безопасности (Security Operation Center, SOC). Наибольшая доля таких компаний приходится на госсектор — 36%. Основная причина отказа — высокая стоимость развертывания и последующей эксплуатации SOC.

Такую статистику привёл «Ведомостям» и. о. директора и архитектор по информационной безопасности UserGate Дмитрий Овчинников.

В исследовании UserGate приняли участие 318 компаний из разных отраслей и разного масштаба. При этом малый бизнес с годовой выручкой до 800 млн рублей заметно чаще отказывается от создания или аренды SOC — таких компаний 30%. Среди средних и крупных организаций доля отказов значительно ниже и составляет 17%.

К услугам внешних SOC-провайдеров чаще всего готовы обращаться компании, для которых критично сокращение времени реагирования на инциденты. К этой группе относится и часть государственных организаций, рассматривающих внедрение SOC. В то же время 28% опрошенных заявили, что не готовы доверять функции мониторинга и реагирования сторонним подрядчикам.

40% респондентов не планируют внедрять SOC, поскольку не видят в этом необходимости — например, не считают риски информационной безопасности значимыми. Ещё треть компаний уверены, что уже реализованные меры защиты являются достаточными. 17% отказываются от SOC из-за высокой стоимости таких проектов, а 14% — по причине их сложности или нехватки профильных компетенций.

Как отметила бизнес-партнёр по кибербезопасности Cloud.ru Юлия Липатникова, строительство SOC остаётся прерогативой крупного бизнеса. Реализация такого проекта может занимать до полутора лет и требует серьёзных инвестиций. Компаниям приходится самостоятельно закупать целый комплекс решений для мониторинга инцидентов, а также формировать штат высококвалифицированных и дорогостоящих инженеров и аналитиков.

Директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров подчеркнул, что долю в 10% организаций, отказывающихся от SOC, нельзя недооценивать. По его словам, это тревожный сигнал, особенно с учётом того, что каждая пятая успешная атака на российские компании относится к категории массовых.

По мнению Игоря Бедерова, основные аргументы против внедрения SOC обычно сводятся к двум тезисам: «у нас мало инцидентов» и «это слишком дорого». Однако небольшое количество выявленных инцидентов чаще всего говорит не об их отсутствии, а о невозможности их обнаружения. Тем более что даже при массовых атаках злоумышленники всё чаще маскируют свою активность под легитимные события.

Стоимость создания собственного SOC Игорь Бедеров оценивает в 30–50 млн рублей в год. При этом на рынке уже существуют более гибкие подходы — от полностью аутсорсинговых моделей до различных гибридных вариантов, позволяющих заметно снизить капитальные затраты.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru