Новая версия троянца угрожает серверам на базе ОС Linux

Новая версия троянца угрожает серверам на базе ОС Linux

Компания «Доктор Веб» сообщает об обнаружении новой версии троянской программы Linux.Sshdkit, представляющей опасность для работающих под управлением ОС Linux серверов. Согласно собранной аналитиками «Доктор Веб» статистике, на сегодняшний день от действий троянцев данного семейства пострадало уже несколько сотен серверов, среди которых имеются серверы крупных хостинг-провайдеров.

О первых версиях вредоносной программы Linux.Sshdkit компания «Доктор Веб» сообщала в феврале 2012 года. Данный троянец представляет собой динамическую библиотеку. При этом существуют ее разновидности как для 32-разрядных, так и для 64-разрядных версий дистрибутивов Linux. После успешной установки в систему троянец встраивается в процесс sshd, перехватывая функции аутентификации. После установки сессии и успешного ввода пользователем логина и пароля они отправляются на принадлежащий злоумышленникам удаленный сервер, сообщает news.drweb.com.

Специалисты компании «Доктор Веб» перехватили несколько управляющих серверов предыдущей версии Linux.Sshdkit. Кроме того, нам удалось собрать статистику не только по количеству зараженных машин, но и определить их адреса. Всего в течение мая 2013 года троянец передал на контролируемый аналитиками «Доктор Веб» управляющий узел данные для доступа к 562 инфицированным Linux-серверам, среди которых в том числе встречаются серверы крупных хостинг-провайдеров.

Обнаруженная специалистами «Доктор Веб» новая версия троянца, получившая название Linux.Sshdkit.6, также представляет собой динамическую библиотеку: в настоящий момент выявлена модификация, предназначенная для 64-битных Linux-систем. В данной реализации Linux.Sshdkit злоумышленники внесли ряд изменений с целью затруднить перехват вирусными аналитиками украденных паролей. Так, вирусописатели изменили метод определения адресов серверов, на которые троянец передает краденую информацию. Теперь для вычисления целевого сервера используется специальная текстовая запись, содержащая данные, зашифрованные RSA-ключом размером 128 байт. Алгоритм генерации адреса командного сервера показан на приведенной ниже иллюстрации.

Кроме того, вирусописатели изменили алгоритм получения троянцем команд: теперь для их успешного выполнения вредоносной программе передается специальная строка, для которой проверяется значение хеш-функции.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru