Количество утечек информации в госсекторе продолжает расти

Количество утечек информации в госсекторе продолжает расти

Аналитический Центр InfoWatch представил очередное ежегодное глобальное исследование утечек информации, зарегистрированных и обнародованных в СМИ за 2012 год. По данным аналитиков, в 2012 году было скомпрометировано более 1,8 млрд. записей, в том числе финансовые и персональные данные. В СМИ было обнародовано 934 случая утечки конфиденциальных данных, что на 16% превышает показатель прошлого года, только прямые потери компаний, которые были опубликованы в открытых источниках, составили более 37,8 млн. долларов.

«Следует отдавать себе отчет в том, что финансовые потери, которые обнародуют компании вследствие утечки данных – это капля в море от реальных убытков, которые ежедневно несет бизнес, – комментирует результаты исследования Татьяна Белей, директор по маркетингу компании InfoWatch. – В последнее время наблюдается положительная динамика по обнародованию в СМИ информации об утечках ценной информации, но есть основания полагать, что число «публичных» инцидентов составляет не более 3-5% от их реального количества, а финансовые убытки указывает еще меньшее количество компаний. Если учитывать все эти факты, то десятки миллионов долларов потерь выливаются в совершенно фантастические суммы – десятки миллиардов».

Аналитики InfoWatch отмечают, что при подсчете совокупных потерь необходимо учитывать упущенную прибыль в результате случившегося инцидента, затраты на ликвидацию последствий утечек и судебные разбирательства, компенсационные выплаты и т.д. Сложно рассчитать и оценить все затраты, которые могут возникнуть в результате криминальных действий сотрудников, таких как сговоры, шантаж или мошенничество, а также связанных с хищением и распространением конфиденциальной информации, например, банковской тайны, коммерческой и финансовой информации.

Внедрение средств защиты повлияло на соотношение случайных и умышленных утечек, так как имеющиеся на рынке средства и методы более эффективны в отношении именно случайных утечек, нежели умышленных. Согласно аналитическому отчету, процент случайных утечек снижается – в 2012 году доля случайных утечек составила всего 38%, а доля злонамеренных утечек растет – 46%. Первое место по типу утечек по-прежнему занимают персональные данные – 89,4% (92,4% в 2011 году). Ликвидные персональные данные интересны широкому кругу злоумышленников, так как их можно сбыть на черном рынке, поэтому подобные утечки имеют массовый характер и базы с персональными данными могут быть проданы широкому кругу покупателей.

При этом коммерческая или государственная тайны обычно утекают «на заказ» несмотря на то, что эти организации серьезно подходят к защите информации и стараются соответствовать требованиям законов и стандартов. Если рассматривать соотношение утечек в разрезе «тип организации», то в 2012 году доля коммерческих организаций составила 41% и уменьшилась на 5% по сравнению с прошлым годом, доля образовательных учреждений сократилась практически  вполовину, составив 16%. Откровенно плохо защищаются государственные учреждения, где количество инцидентов, связанных с утечкой информации, составило 29%, показав существенный прирост по сравнению с прошлым годом.

2012 год можно назвать годом утечек в государственных компаниях. Увеличение доли госструктур в распределении источников утечек по типу организации примечательно и говорит о недостаточном внимании к проблемам защиты информации в госсекторе. Вторая причина еще более очевидна – массовое использование мобильных устройств (смартфоны, ноутбуки, планшеты), к которому службы информационной безопасности государственных и муниципальных организаций по всему миру оказались явно не готовы.

«Согласно наблюдениям аналитиков InfoWatch, в минувшем году государственные компании оказались в «лидерах» по динамике роста утечек конфиденциальной информации, – говорит Наталья Касперская, глава Группы компаний InfoWatch. – Эта тенденция свидетельствуют о том, что уровень информационной безопасности в госсекторе пока недостаточно высок. Защите информации в госструктурах необходимо уделять повышенное внимание ввиду наличия в данных организациях информации высокой государственной важности, как то государственная тайна, секретные стратегические сведения и т.д., а также колоссального объема обращающихся здесь персональных данных. В особенности это актуально для России, где в настоящее время наблюдается бурное развитие рынка государственных электронных услуг».

Ежегодное исследование Аналитического Центра InfoWatch основывается на собственной базе данных, которая ведется с 2006 года и включает только инциденты, освещенные в СМИ или других открытых источниках. За все годы исследования аналитики впервые столкнулись с неоднородностью картины утечек применительно к различным отраслям. На общем фоне выделяются банки, страховые компании, телеком-операторы, где доля случайных утечек стабильно снижается. Данная картина с небольшими оговорками характеризует практически весь коммерческий сектор. Аналитики связывают это с возрастающей популярностью средств защиты информации и контроля информационных потоков.

Gartner утверждает, что около трети компаний уже используют DLP-системы. Эксперты подчеркивают, что восприятие DLP-систем как программного обеспечения, способного самостоятельно, без усилий со стороны ИБ-служб, бороться с утечками, в корне не верно. И если со случайными утечками DLP действительно справляется, то борьба со злонамеренными требует серьезной консалтинговой составляющей в DLP-проектах на этапе подготовки, внедрения и сопровождения систем, в частности в ходе расследования случившихся инцидентов.

В ближайшее время следует ожидать изменения восприятия и отношения к DLP как со стороны вендоров, так и со стороны клиентов. Как следствие – развитие направления ИБ-консалтинга с последующим повышением культуры информационной безопасности в компаниях-пользователях систем защиты. В этом случае можно прогнозировать уже в течение 3-5 лет снижение «типичных» утечек – случайных и «недорогих» умышленных. 

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru