Android.Exprespam инфицировал сотни тысяч устройств

Android.Exprespam инфицировал сотни тысяч устройств

Корпорация Symantec сообщает о новой угрозе Android.Exprespam. Мошенники создают поддельные магазины приложений для платформы Android с целью получения персональных данных пользователей. Эксперты предполагают, что с помощью этой схемы злоумышленникам уже удалось похитить от 75 до 450 тысяч записей личных данных, и это только начало. Пользователи могут обезопасить себя, не переходя по подозрительным ссылкам от неизвестных отправителей.

Вредоносную программу Android.Exprespam обнаружили в начале января, и таким образом она была активна всего пару недель, однако специалисты считают, что злоумышленникам уже удалось достигнуть определенного успеха. Эксперты компании Symantec располагают данными, которые позволили получить представление о том, насколько успешной была попытка злоумышленников заставить пользователей Android предоставлять свои персональные данные. Полученная в ходе исследования информация, которая является лишь частью всей картины, указывает на то, что поддельный магазин Android приложений, названный Android Express’s Play, собрал более 3000 посещений в период с 13 по 20 января.

Основываясь на информации из нескольких источников, эксперты Symantec подсчитали, что злоумышленникам предположительно удалось похитить от 75000 до 450000 записей личных данных.

 

Рис. 1. Оценка объемов похищенной информации


Эта обманная схема появилась совсем недавно, поэтому специалисты уверены, что это лишь начало, и объемы собираемой злоумышленниками информации будут неуклонно расти. В поддержку этого предположения эксперты сообщают, что обнаружили еще один интернет-домен, также зарегистрированный создателями Exprespam, где была размещена другая версия их поддельного магазина. На этот раз злоумышленники решили не давать магазину названия, так же как и не предоставлять имен тех, кто занимается его поддержкой. На данный момент магазин не активен, что  может указывать на то, что злоумышленники дорабатывают его или же приберегают в качестве резервного, однако, на данном сайте злоумышленники уже разместили последнюю версию вредоносной программы.

 

Рис. 2. Различные варианты поддельных магазинов приложений, используемые авторами Exprespam

 

 

"Злоумышленники постоянно совершенствуют тактику с целью повышения прибыльности своих афер. Эта деятельность не прекратится до тех пор, пока их не арестуют и не накажут, либо пока они сами не решат прекратить обманывать людей, что кажется крайне маловероятным, - отмечает Михаил Савушкин, технический специалист Symantec. - Надеюсь, что большинство пользователей уже достаточно хорошо осведомлены о подобного рода мошенничествах, чтобы не стать их жертвами".

Пользователи устройств под управлением Android могут обезопасить себя, просто не переходя по ссылкам в электронных письмах, полученных от неизвестных отправителей, взяв за правило скачивать приложения только с известных и заслуживающих доверия ресурсов, а также установив на свое устройство одно из приложений по обеспечению мобильной безопасности, таких как Norton Mobile Security или Symantec Mobile Security. О знакомиться с общими советами для пользователей смартфонов и планшетов можно на англоязычном сайте, посвященном мобильной безопасности.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru