GPS-навигация очень уязвима перед лицом террористов

GPS-навигация очень уязвима перед лицом террористов

Австралийские исследователи говорят, что система спутникового позиционирования GPS становится более уязвимой для случайной или преднамеренной атаки, а с учетом растущей популярности, это может вызвать серьезные проблемы для пользователей. Профессор Эндрю Демпстер из Школы геодезии и геоинформационных систем при Университете Нового Южного Уэльса, говорит, что GPS стала неотъемлемой частью жизни миллионов частных и коммерческих пользователей.



"Опасно то, что многие люди в работе или жизни полагаются на спутниковое позиционирование и даже не осознают этого. Это уже не просто система спутникового позиционирования, на самом деле GPS уже стала своего рода атомными часами, сбой в которых ведет к возникновению многочисленных проблем", - говорит он. "Эти "часы" используются для синхронизации целого ряда вещей, например систем РЛС для управления воздушным движением над всей Австралией".

Профессор Демпстер был одним из участников крупной конференции по информационной безопасности в Канберре, организованной Австралийским центром космической техники и исследований, передает cybersecurity.ru. Одной из основных тем для обсуждения стала проблема возможного выхода из строя GPS, а также возможность фальсификации GPS-сигнала для различных злонамеренных целей.

Эксперты говорят, что сейчас большинство GPS-приемников представляют собой открытые устройства, доступные для вмешательства и фальсификации навигационных данных. "Навигационные спутники удалены от поверхности Земли на 26 000 км, поэтому их мощность сигнала не превышает мощность лампочки", - говорит Демпстер. "К тому времени, когда сигналы добираются до Земли, их мощность значительно ослабевает".

Участники конференции сообщили, что недавно ими был обнаружен факт нарушения GPS-сигналов телевизионными станциями, которые передают сигнал на другой частоте, но делают это с большой мощностью, чем забивают значительную часть сигнала навигации. По словам экспертов, недавно на севере Австралии наблюдались случаи нарушения получения синхронного сигнала с трех спутников, что необходимо для четкого позиционирования.

Однако значительно хуже дела будут обстоять с введением в эксплуатацию систем передачи данных 4G, которые по своим частотам ближе к GPS и они наверняка будут мешать навигационным устройствам, говорят эксперты. "В 2010 году в США была одобрена работа компании Light Squared, поставляющей услуги сетей передачи данных LTE. Эта компания занимает частоты как раз возле GPS, но если последние достигают Земли с небольшой мощностью, то наземные станции LTE будут функционировать на гораздо больших мощностях", - говорит специалист.

"Здесь нужно усвоить один урок - нельзя использовать частотный спектр, находящийся вблизи частот, применяемых навигационными системами", - уверен Демпстер.

Однако наибольшая угроза, по словам профессора, исходит от преступников или террористов, которые могут использовать уязвимости GPS в своих целях. Он отметил, что его группа сейчас работает над технологиями, которые способны определить источник помех для GPS.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Баг в ПО привел к крупнейшему отзыву самолетов в истории авиации

Airbus объявил об отзыве около 6500 самолетов A320 из-за возможных сбоев в работе системы управления ELAC, возникающих при мощных солнечных вспышках. Поводом стала резкая потеря высоты во время рейса из мексиканского Канкуна в Ньюарк — лайнер совершил вынужденную посадку, и 15 пассажиров получили травмы.

Как сообщило агентство Reuters, решение об отзыве принято на основе расследования инцидента с самолетом A320 авиакомпании JetBlue.

Следствие установило, что причиной происшествия стало некорректное реагирование подсистемы ELAC на сильные солнечные вспышки. В результате система неверно интерпретировала движения штурвала. Производитель рекомендовал откатить обновление ПО L104 до предыдущей версии или заменить вычислительный модуль.

Под отзыв попали свыше 6000 самолетов A320. Авиакомпаниям Lufthansa, IndiGo, easyJet, JetBlue, American Airlines, Air France пришлось вывести из эксплуатации значительную часть парка, что вызвало массовые задержки и отмены рейсов в выходные. Только Air France в субботу отменила 35 рейсов.

В то же время IndiGo, easyJet, JetBlue и American Airlines самостоятельно произвели откат проблемного обновления — работа заняла всего несколько часов, что позволило избежать перебоев в расписании. Замена вычислительного модуля требуется только для наиболее старых самолетов.

«Предварительный анализ выпущенной директивы показал, что она не касается самолетов семейства Airbus A320, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями», — заявил официальный представитель Росавиации Артем Кореняко.

По данным источника РБК в отрасли, «иммунитет» российских A320 связан с тем, что их программное обеспечение из-за санкций не обновлялось с 2022 года. Проблемное обновление L104 вышло только в 2024-м.

Ранее серьезные проблемы были выявлены и в бортовом ПО самолетов Boeing 737 Max. Они привели к запрету полетов и масштабным последствиям для производителя.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru