В России утекло 1,58 млрд записей персональных данных в 2024 году

В России утекло 1,58 млрд записей персональных данных в 2024 году

В России утекло 1,58 млрд записей персональных данных в 2024 году

Согласно отчету InfoWatch, в 2024 году объем скомпрометированных персональных данных в России достиг 1,58 млрд записей, что на 30% больше, чем в 2023 году.

Всего за год было зафиксировано 592 случая утечек персональных данных (ПДн) — против 569 инцидентов годом ранее. Общее число утечек конфиденциальной информации составило 778, что немного ниже показателя 2023 года (786 случаев, снижение на 1%).

Однако объем скомпрометированных данных вырос значительно сильнее. В 2024 году он составил 1,58 млрд записей, тогда как в 2023 году этот показатель был 1,2 млрд. Самый крупный инцидент произошел в январе 2024 года и включал утечку 500 млн записей, о чем сообщил Роскомнадзор. Однако подробности этого инцидента регулятор не раскрыл.

«Несмотря на незначительное сокращение количества зарегистрированных инцидентов, мы наблюдаем существенный рост объема скомпрометированных персональных данных. Это серьезный риск не только для организаций, но и для их клиентов и обычных пользователей, так как похищенные данные становятся инструментом мошенничества, в первую очередь социальной инженерии», — отмечает Дарья Пырина, главный аналитик-эксперт ЭАЦ InfoWatch.

Среди утекшей информации 29% составляют аутентификационные данные (логины и пароли). Эти сведения позволяют злоумышленникам получить доступ к личным кабинетам пользователей на онлайн-сервисах, банковским аккаунтам, а также к корпоративным ресурсам.

Как и в предыдущие годы, более 80% утечек произошли по вине внешних атакующих. Однако доля инцидентов, связанных с внутренними нарушителями, увеличилась до 18,5%. Практически все такие утечки (98%) были совершены умышленно.

Наибольшее количество инцидентов зафиксировано в розничной торговле, включая онлайн- и офлайн-сегменты. В 2024 году на нее пришлось 27,8% всех утечек и 35,1% случаев компрометации персональных данных.

На втором месте — государственные учреждения (18% от всех утечек), однако их доля сократилась по сравнению с 2023 годом. Телекоммуникационные компании заняли третье место (9,8% против 8,7% в 2023 году).

«За прошедший год структура утечек претерпела изменения. С одной стороны, сохраняются угрозы, связанные с кибератаками на фоне СВО и ростом преступности в цифровой сфере. С другой стороны, все чаще фиксируются утечки, вызванные действиями сотрудников, в том числе топ-менеджеров.

«Мы также наблюдаем рост гибридных атак, когда злоумышленники используют утекшие внутренние данные для последующих кибератак. Однако реальный масштаб проблемы может быть значительно больше, так как многие инциденты остаются в тени, а в публичных отчетах раскрывается минимум информации», — подытожила Дарья Пырина.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru