Компрометация учетных данных стала основным вектором атак на АСУ ТП

Компрометация учетных данных стала основным вектором атак на АСУ ТП

Компрометация учетных данных стала основным вектором атак на АСУ ТП

Согласно исследованию «Тенденции развития киберинцидентов АСУ ТП за 2024 год», проведённому Экспертно-аналитическим центром (ЭАЦ) InfoWatch, наиболее распространённым способом атаки на системы управления технологическими процессами (АСУ ТП) стала компрометация учетных данных.

Анализ тенденций с 2020 года показывает, что подходы к взлому таких систем существенно изменились. Если четыре года назад основными методами проникновения были использование внешних устройств (24% атак), фишинг (22%) и компрометация устройств удалённого доступа (14%), то к 2024 году структура угроз изменилась:

  • Компрометация учетных данных — 20% атак
  • Атаки на цепочки поставок — 15%
  • Использование устройств с доступом в интернет — 13%

Чаще всего злоумышленники получают доступ через рабочие станции (30% атак), SCADA-серверы (25%) и программируемые логические контроллеры (ПЛК) — 21%. В 70% случаев атаки сопровождаются заражением троянцами-вымогателями.

Рост атак: локальная и глобальная динамика

За последние два года число атак на АСУ ТП выросло на 160%, в то время как в мире аналогичный показатель увеличился лишь на 17%.

Наибольшее количество атак фиксируется в следующих отраслях:

  • Машиностроение — 38% атак в России и 32% в мире
  • Транспорт — 24% и 28% соответственно
  • Производственные предприятия и добыча — 19% и 22%
  • Энергетика — 19% и 18%

Кто стоит за атаками?

По данным ЭАЦ InfoWatch, атаки на энергетический сектор чаще всего носят политический характер, тогда как предприятия машиностроения становятся целью организованных кибергрупп, занимающихся вымогательством. Компании в этой отрасли, а также в сфере добычи, особенно уязвимы из-за высокой стоимости простоя, что делает их более склонными к выплате выкупа.

«Наибольший интерес у киберпреступников вызывают распределённые структуры — энергетические и транспортные компании, а также предприятия с удалёнными объектами. Ключевые уязвимости промышленных организаций включают недостаточную сегментацию сетей (отсутствие чёткого разделения между корпоративной и промышленной инфраструктурой), доменную аутентификацию, охватывающую одновременно ИТ и АСУ ТП, слабый мониторинг активности устройств и большое количество неуправляемых систем», — отмечает главный аналитик ЭАЦ InfoWatch Сергей Слепцов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

В России запускают пилот по повышению кибербезопасности автотранспорта

Минпромторг РФ запустил эксперимент по созданию центра мониторинга киберугроз для автотранспорта и реагирования на атаки. Соответствующее уведомление уже разослано в отраслевые организации и в ИБ-компании.

В пилотном проекте, рассчитанном на девять месяцев, принимают участие Минтранс, ФСБ, ФСТЭК России, а также НАМИ, «Глонасс» и ИБ-вендоры.

Специализированная платформа обеспечения кибербезопасности будет создана на основе отраслевого центра компетенций НПП «Гамма» по ИБ в промышленности.

Список объектов для централизованного контроля и защиты в рамках эксперимента ограничен беспилотными грузовиками, электробусами, авто госслужащих и перевозкой опасных грузов.

В задачи специализированного SOC войдут сбор телематических данных о функционировании программного и аппаратного обеспечения, поиск уязвимостей в бортовых системах авто, проверка возможности несанкционированного вмешательства в работу транспортных средств, выявление источников угроз и разработка методов защиты.

По итогам пилота будет составлен список нормативных документов, требующих правок с учетом ИБ. Минтранс также собирается составить дорожную карту по киберзащите пассажирского и грузового транспорта.

Как выяснили журналисты, в настоящее время осуществляется подключение объектов мониторинга к платформе телематики. Масштабировать защиту от атак на все типы транспортных средств не планируется; физлицам – покупателям новых авто услуги оперативного кибербеза (VSOC) будут предоставляться по рыночным ценам.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru