Охотники за 2FA-кодами Госуслуг и банков начали звонить от имени Мосэнерго

Охотники за 2FA-кодами Госуслуг и банков начали звонить от имени Мосэнерго

Охотники за 2FA-кодами Госуслуг и банков начали звонить от имени Мосэнерго

Российская правоохрана фиксирует рост числа жалоб на мошеннические звонки от имени «Мосэнерго» и «Мосэнергосбыта». В ходе беседы имитаторы выманивают одноразовый СМС-код для получения доступа к аккаунту Госуслуг или банковскому счету жертвы.

Особенно много жалоб на фейковых поставщиков коммунальных услуг было подано в прошлом месяце. Возбуждены десятки уголовных дел, потери пострадавших (в основном пенсионеры из Московского региона) измеряются сотнями тысяч и даже миллионами рублей.

Обманщики могут звонить под предлогом поверки электросчетчиков, перерасчета платежей, предоставления скидки на ЖКУ жителям почтенного возраста. Собеседнику могут предложить зайти на портал «Госуслуги» для проверки информации или запросить данные банковской карты, номер паспорта, СНИЛС, ИНН.

Развитие сценария зависит от выбранной темы и реакции намеченной жертвы. Если она не желает выдать полученный код аутентификации (2FA), злоумышленники будут бомбардировать ее звонками с разных номеров и от имени разных ведомств, стараясь добиться искомого результата.

Абонента могут запугивать несанкционированным доступом к аккаунту Госуслуг. Если речь идет об оплате электроэнергии или неких бонусах юбиляру, может последовать звонок «сотрудника Росфинмониторинга» по поводу якобы оформленной заявки на получение кредита или на перевод денежных средств за рубеж — террористам.

Злоумышленники также могут предложить перенести сбережения на «безопасный счет» и даже услужливо прислать курьера. Встревоженный пенсионер, которого некому отговорить, с благодарностью последует инструкциям мошенников: наберет кредитов, продаст машину, снимет все деньги и отдаст или переведет их незнакомцу.

В ответ на запрос «Известий» о комментарии в ПАО «Мосэнерго» заявили, что они являются генерирующей компанией и не работают с гражданами напрямую, а потому при звонке от их имени следует сразу прекратить разговор и обратиться в правоохранительные органы.

Имя «Мосэнергосбыта», а также «Мосгаза» ранее уже использовалось в мошеннических схемах. Москвичи и жители Подмосковья привыкли пользоваться услугами этих поставщиков, и потому звонки имитаторов вряд ли вызовут подозрение.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru