ФСБ против мошенников: операторам велено банить VoIP с хостингов России

ФСБ против мошенников: операторам велено банить VoIP с хостингов России

ФСБ против мошенников: операторам велено банить VoIP с хостингов России

ФСБ РФ потребовала от операторов связи ввести запрет на использование VoIP из-за рубежа, а также с адресов российских хостинг-провайдеров. По всей видимости, ограничительная мера призвана повысить эффективность борьбы с телефонным фродом.

Возможности IP-телефонии позволяют мошенникам скрыть свое местонахождение. Превентивная блокировка подключений с зарубежных адресов по черным спискам не всегда спасает: злоумышленники могут обойти запрет, арендовав у хостера виртуальный сервер, и с него входить в VoIP-аккаунт, используя VPN.

Эту лазейку ФСБ, видимо, и хочет закрыть. Как выяснил РБК, федералы разослали инструкции как минимум всем крупным российским телеоператорам. Похоже, одним из первых отреагировал «Ростелеком»: он еще в марте начал блокировать SIP-транки, используемые как средство анонимизации.

Опрошенные репортером эксперты полагают, что основная масса добропорядочных абонентов от нововведения не пострадает. Блокировки затронут тех, кто ездит в командировку или на отдых за границу; пользователей иностранных сервисов видео-конференц-связи (Zoom), а также компании с зарубежными филиалами / сотрудниками либо с инфраструктурой целиком у хостера.

Впрочем, у операторов всегда есть возможность через ФСБ включить страдальца в белый список виртуальных номеров и АТС — при условии, что тот законопослушен и не скрывает свою личность.

Объемы телефонного мошенничества в России неуклонно растут, и власти активно пытаются сдержать эту угрозу. В стране работает единая система верификации звонков с незатейливым названием «Антифрод», однако ее охват не распространяется на другие каналы голосовой связи — VoIP, мессенджеры.

В прошлом месяце Роскомнадзор начал прорабатывать возможность автоблокировки вызовов из-за рубежа для защиты россиян от мошенников. Примерно тогда же телеоператорам запретили пропускать звонки с номеров, не внесенных в базу «Антифрода»; мера была принята с целью подрыва мошеннических схема, полагающихся на подмену номера.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Мошенники массово продают путевки в несуществующие детские лагеря

С наступлением лета мошенники традиционно начинают использовать тему детского отдыха: предлагают путёвки в несуществующие лагеря или под предлогом продажи выманивают у потенциальных жертв персональные и платёжные данные. В этом сезоне новое развитие получили схемы с использованием дипфейков — в рекламных материалах и фальшивых отзывах.

Как отметил в комментарии для «Известий» начальник отдела информационной безопасности компании «Код Безопасности» Алексей Коробченко, злоумышленники пользуются тем, что родители стремятся найти доступные по цене варианты летнего отдыха для детей, и предлагают сомнительные или вовсе несуществующие услуги.

По словам Марии Михайловой, руководителя группы защиты бренда Angara SOC, преступники, как и в других мошеннических схемах, создают ощущение срочности: предлагают якобы «горящие» туры и требуют внести оплату как можно быстрее, иначе предложение исчезнет.

Злоумышленники при этом используют профессиональную лексику, свойственную турагентам, что способствует созданию доверительной атмосферы. Помимо сбора денежных средств, как предупреждает Михайлова, мошенники могут также перехватывать учётные данные от портала Госуслуг — якобы для авторизации на страницах, где якобы оформляется покупка путёвок.

Руководитель группы аналитиков по информационной безопасности Лиги цифровой экономики Виталий Фомин обращает внимание, что мошенники маскируют дизайн фишинговых сайтов под реальные страницы детских лагерей.

Та же тактика применяется и в социальных сетях. Преступники могут выдавать себя за представителей организаций, которые якобы выделяют путёвки. Основная целевая аудитория таких схем — родители детей младшего и среднего школьного возраста, в первую очередь из регионов.

Также, как подчёркивает Фомин, повышенному риску подвержены семьи, где выбор лагеря поручают самому ребёнку. Из-за недостаточного опыта дети не могут отличить фальшивый сайт от настоящего, особенно когда ресурсы продвигаются с помощью SMM-инструментов в поисковых системах. Кроме того, мошенники активно используют искусственный интеллект для генерации поддельных отзывов.

Старший аналитик департамента защиты от цифровых рисков компании F6 Мария Синицына напоминает, что схемы со сбором предоплаты за путёвки появляются ежегодно. По аналогичной логике действуют мошенники, предлагая бронирование отелей. Часто они используют тот факт, что родители приобретают путёвки в последний момент.

Кроме того, как предупреждает Синицына, злоумышленники нередко предлагают установить вредоносную программу, через которую якобы нужно оформить покупку путёвки.

Чтобы не стать жертвой мошенников, эксперты рекомендуют внимательно проверять сайты и страницы. Даже при внешнем сходстве с официальными ресурсами у поддельных есть отличительные признаки — например, недавняя регистрация домена (её можно проверить через сервис Whois) и мелкие несоответствия в оформлении.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru