Злоумышленники бэкдорили пользователей через апдейты антивируса eScan

Злоумышленники бэкдорили пользователей через апдейты антивируса eScan

Злоумышленники бэкдорили пользователей через апдейты антивируса eScan

На протяжении пяти лет киберпреступники использовали антивирус eScan для заражения пользователей сложной вредоносной программой. Проблема заключалась в том, что eScan доставлял обновления по HTTP.

На интересную киберкампанию обратили внимание специалисты чешского антивирусного гиганта Avast. Как уточнили исследователи, киберпреступники устанавливали в системы жертв сложный бэкдор.

По сути, атакующие провернули классическую схему «человек посередине» (man-in-the-middle, MiitM), подменив легитимные обновления антивирусного движка eScan вредоносным файлом.

Интересно, что разработчики защитного продукта использовали HTTP для доставки обновлений как минимум с 2019 года. Это дало возможность злоумышленникам подсовывать людям бэкдор GuptiMiner.

Специалисты Avast уведомили как команду eScan, так и Индийскую компьютерную группу реагирования на чрезвычайные ситуации (CERT). 31 июля 2023 года представители eScan отчитались в устранении проблемы.

Что касается операторов GuptiMiner, они сначала использовали метод перехвата DLL и кастомный DNS-сервер, который позволял использовать имена легитимных доменов. Чуть позже злоумышленники переключились на технику маскировки IP-адреса.

В некоторых случаях вредоносный код прятался в графических изображениях (стеганография), чтобы затруднить его детектирование. Ряд вариантов бэкдора устанавливал кастомный корневой TLS-сертификат. Иногда через обновления eScan к пользователям попадал майнер XMRig.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

41% сотрудников российских компаний не распознают фишинговые письма

Компания RED Security проанализировала результаты проектов по обучению киберграмотности сотрудников в российских организациях. Согласно данным платформы RED Security Awareness, до прохождения обучения 41% работников не отличают фишинговые письма и переходят по вредоносным ссылкам или открывают вложения.

Каждый третий сотрудник вводит на поддельных сайтах логины и пароли от корпоративных учётных записей.

Исследование проводилось на основе симуляций фишинговых атак: с начала года семь тысяч сотрудников из крупных компаний получили тестовые рассылки, имитирующие реальные письма злоумышленников. Все действия пользователей фиксировались и анализировались, чтобы оценить уровень их киберграмотности.

Результаты оказались тревожными:

  • 41% сотрудников переходят по подозрительным ссылкам или открывают вложения;
  • 34% вводят корпоративные данные на поддельных страницах;
  • 13% делают это несколько раз подряд, если не получают ожидаемого результата.

По словам специалистов RED Security, в реальной атаке такие действия с высокой вероятностью привели бы к взлому корпоративной инфраструктуры. В отчётах центра мониторинга компании отмечается, что фишинг и использование реальных учётных записей сотрудников — самые распространённые методы первоначального проникновения в сеть.

Отдельно эксперты предупреждают, что фишинговые рассылки становятся всё более качественными и персонализированными. Этому способствует активное использование злоумышленниками технологий искусственного интеллекта: по данным RED Security SOC, количество писем с признаками применения ИИ выросло на 53% по сравнению с прошлым годом.

Руководитель направления по обучению корпоративных пользователей Артём Мелехин отмечает, что уровень киберграмотности сотрудников снижается:

«В прошлом году 28% работников вводили свои логины и пароли на поддельных сайтах, сейчас — уже 34%. Компании должны выстраивать системное обучение персонала, иначе риск инцидентов будет только расти».

Тестовые письма для сотрудников напоминали обычные внутренние уведомления — о запуске нового портала ДМС, опросах по качеству кофе в офисе или корпоративных бонусных программах.

Чаще всего люди попадались на темы, связанные с привилегиями и бонусами, например, с просьбами оценить качество кофе или подтвердить участие в медицинской страховке.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru