Глав компаний и госорганов атакуют в Telegram лжесотрудники Банка России

Глав компаний и госорганов атакуют в Telegram лжесотрудники Банка России

Глав компаний и госорганов атакуют в Telegram лжесотрудники Банка России

Банк России отметил распространение многоступенчатой мошеннической схемы, рассчитанной на руководителей крупных компаний и госорганов. Обманщики, используя имейл или мессенджер, от имени финрегулятора предупреждают о важном звонке.

С этой целью они создают поддельные аккаунты сотрудников региональных отделений Центробанка, а в качестве предлога могут попросить помочь в поимке аферистов в кредитной организации. Позвонить должен якобы представитель профильного министерства, мошенники советуют следовать его инструкциям и сохранять конфиденциальность.

После этого злоумышленники звенят намеченной жертве и пытаются заполучить доступ к банковским данным или убеждают добровольно перевести деньги на их счет. В ЦБ полагают, что мошенники могут использовать данную схему и против рядовых граждан, создавая фейковые аккаунты друзей в социальных сетях.

Регулятор напоминает, что его сотрудники не используют общедоступные мессенджеры и соцсети для решения служебных вопросов. Обо всех подобных случаях мошенничества следует сообщать в правоохранительные органы.

Данный сценарий развода активно применяется в России с лета. В сентябре аналогичные мошеннические послания стало получать руководство российских вузов и НИИ.

В ряде крупных компаний корреспонденту «Известий» заявили, что тоже сталкивались с подобными BEC-атаками. В частности, такие случаи зафиксировали ВТБ, «Ростелеком» и «МегаФон» (последнему злоумышленники отправляли сообщения-приманки в Telegram).

В «Лаборатории Касперского» ожидают, что активность таких мошенников в ближайшие месяцы сохранится. При получении подозрительного сообщения от коллеги или руководителя эксперты рекомендуют прояснить ситуацию, позвонив заявленному отправителю по телефону, лучше на личный номер.

По данным Acronis, в первой половине 2023 года число BEC-атак во всем мире возросло на 15%. Это вторая по значимости угроза для учетных данных — после фишинга.

Android-трояны в России маскируют под приложения для таксистов и курьеров

Специалисты F6 сообщили о новой мошеннической схеме, затрагивающей таксистов, курьеров и автолюбителей. Под видом «радаров коэффициентов» и приложений, помогающих ориентироваться на дорогах, злоумышленники распространяют через Telegram трояны для Android. Цель проста — получить доступ к банковским данным жертвы и оформить на неё кредиты.

С октября 2025 года мошенники используют как минимум девять телеграм-каналов для распространения поддельных приложений. Средний ущерб на одного пострадавшего — 11,2 тысячи рублей.

Первое выявленное приложение нацелено на профессиональных водителей. В названии — слова «радар» и «кэф», то есть повышенный коэффициент стоимости поездки. Идея выглядит заманчиво: приложение якобы показывает спрос в разных районах, предсказывает «точку Б» и даже цену поездки — что якобы недоступно в официальных сервисах.

Реклама таких приложений активно распространяется в чатах таксистов и курьеров. Ссылки ведут на телеграм-канал, где лежит APK-файл.

 

После установки программа запрашивает опасный набор разрешений — от СМС до вызовов, затем просит ввести данные банковской карты для «бесплатной подписки». Стоит это сделать — и злоумышленники получают возможность списывать деньги, а также оформлять микрозаймы от имени жертвы.

 

Второе приложение маскируется под предупреждающую систему о камерах, постах ДПС, пробках и авариях. В рекламе его называют «уникальным» и «не имеющим аналогов». Чтобы ускорить установку, мошенники обещают 1000 рублей каждому, кто скачает приложение в течение 72 часов, а еще — 90 дней «VIP-подписки».

Схема та же: реклама → телеграм-канал → APK-файл → разрешения → кардинг и кредиты на имя пользователя.

Это не первая кампания группы: ранее в 2025 году специалисты F6 и RuStore заблокировали более 600 доменов, распространявших DeliveryRAT под видом популярных приложений для доставки, маркетплейсов, банковских сервисов и других категорий.

По словам Евгения Егорова, ведущего аналитика Digital Risk Protection F6, мошенники активно адаптируют свои схемы под конкретные аудитории:

«На этот раз в опасной зоне оказались таксисты, доставщики, курьеры и обычные водители. Киберпреступники постоянно ищут новые способы обмана, даже если старые работают отлично».

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru