Проверки ГИС на уязвимости продлили на год

Проверки ГИС на уязвимости продлили на год

Проверки ГИС на уязвимости продлили на год

Проверять защищенность государственных информационных систем (ГИС) будут до 30 марта 2024 года. Эксперимент, который должен был завершиться накануне, продлили еще на год. Коды ГИС “чистят” перед их переездом на единую цифровую платформу “Гостех”.

О новых сроках проверки безопасности ГИС пишет “Ъ”. Постановление правительства подписал премьер Михаил Мишустин. Эксперимент по повышению уровня защищенности ГИС федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений продлен на год, до 30 марта 2024 года.

Кроме того, в документ добавили две новые цели эксперимента — оценка уровня защищенности ГИС и их компонентов в рамках перехода на “Гостех” и устранение найденных уязвимостей.

Де-факто речь идет о том, что перевод ГИС на платформу “Гостех” по причинам безопасности потребует больше усилий и времени, чем предполагалось, пишет издание.

“Гостех” создавали для сокращения сроков разработки и развития ГИС и поддержки отечественных ИТ-решений. После 24 февраля 2022 года почти все госресурсы подверглись масштабным кибератакам. В январе 2023 вице-премьер Дмитрий Чернышенко отмечал, что более половины ГИС подвержены критическим рискам отказа в обслуживании ИТ-инфраструктуры.

В аппарате Чернышенко причинами продления ревизии безопасности ГИС назвали усиление внимания к вопросам их защищенности и необходимость “утвердить перечень мер по устранению уязвимостей ГИС”. В Минцифры продление эксперимента также объяснили тем, что “требования по информбезопасности усовершенствовали, ГИСы будут проверять на соответствие им еще тщательнее”.

При этом продление сроков проверок никак не повлияет на “переезд” ГИС на платформу “Гостеха”, уверяют чиновники. По задумке, поэтапный переход начнется 1 апреля этого года и завершится 31 декабря 2025-го.

Для аудита текущего уровня защищенности ГИС и проверки практической возможности использования уязвимостей Минцифры в сентябре прошлого года привлекло ООО “Визум”. Сумма госконтракта — 340 млн руб.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Мошенники используют FaceTime для обмана: новые схемы видеозвонков

Телефонные мошенники начали активно использовать сервис видеосвязи FaceTime, встроенный в устройства Apple, чтобы обмануть доверчивых граждан. Формат видеозвонка позволяет злоумышленникам повысить уровень доверия к себе: собеседник видит «представителя банка» или «сотрудника госоргана» в костюме или форме и чаще теряет бдительность.

О росте числа таких случаев сообщил РИА Новости глава комитета Госдумы по вопросам собственности, член Национального финансового совета Банка России Сергей Гаврилов.

По его словам, FaceTime всё чаще используется злоумышленниками после того, как была введена блокировка голосовых вызовов через популярные зарубежные мессенджеры.

Гаврилов отметил, что видеозвонок создаёт у жертвы иллюзию доверия: человек видит на экране собеседника в официальной одежде и воспринимает информацию менее критично. Кроме того, после блокировки голосовых звонков многие владельцы iPhone и iPad стали чаще пользоваться именно FaceTime.

«Схема обычно начинается с тревожного повода: "на вашем счёте обнаружена подозрительная операция", "ваш аккаунт пытаются взломать", "идёт проверка по делу, где может фигурировать ваш паспорт". Чтобы закрепить эффект, мошенник предлагает перейти именно на FaceTime: "так безопаснее", "так вы точно убедитесь, что я настоящий сотрудник". Дальше всё строится вокруг социальной инженерии. Главная цель — убедить абонента включить демонстрацию экрана. В этот момент злоумышленники получают доступ к коду подтверждения операций, push-уведомлениям банка или даже подсказкам с логинами и паролями», — пояснил Сергей Гаврилов.

Чтобы повысить убедительность, мошенники демонстрируют поддельные документы: служебные удостоверения, бейджи, письма с печатями. Через камеру они выглядят убедительно, однако проверить их подлинность невозможно.

Иногда злоумышленники сначала присылают ссылку на «онлайн-конференцию», замаскированную под уведомление от банка или госучреждения.

Гаврилов напомнил, что банки и государственные структуры передают информацию клиентам только через официальные каналы: портал Госуслуг, личные кабинеты или бумажные письма. Использование зарубежных сервисов в качестве официального средства связи им строго запрещено.

«Если раньше рекомендация "не брать трубку с незнакомого номера" казалась достаточной, то теперь важно критически относиться к любым внезапным видеозвонкам. Даже если на экране — уверенный голос и человек в официальной форме, лучше сразу завершить разговор и проверить информацию напрямую, чем поддаться убедительной имитации и потерять все сбережения», — предостерёг Сергей Гаврилов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru