Портал открытых данных временно закрыли

Портал открытых данных временно закрыли

Портал открытых данных временно закрыли

Портал data.gov.ru, на котором размещали государственную статистику, закрыли на ремонт. Ключевой элемент “Открытого правительства” оказался бесполезен для бизнеса. Теперь его ждет пересборка и переезд на единую цифровую платформу “ГосТех”.

О том, что портал открытых данных data.gov.ru больше не работает, “Ъ” рассказали в Минэкономики.

“Портал будет пересобираться”, — уточнил директор департамента развития цифровой экономики ведомства Владимир Волошин.

В нынешнем виде платформа оказалась неэффективной. При этом оказалось, что менять что-то в существующей архитектуре сайта нецелесообразно — проще “снести” и построить заново.

В ближайшее время в Минэкономики обсудят новую контентную базу для портала открытых данных. По этому вопросу соберется отдельная экспертная группа.

Она будет выяснять, какие запросы на устройство госресурса есть у рынка, какие функции нужны и чего не хватает. Новая версия data.gov.ru может появиться через полгода.

В новом формате портал станет частью единой цифровой платформы “ГосТех”. Добавим, в конце 2022 года депутаты предложили создать строгий перечень хостинг-провайдеров для государственных сайтов. Необходимость жестких границ объясняют рисками утечек данных.

Ресурсы госорганов смогут размещаться только на отечественных цифровых платформах. Речь о “Гособлаке” (оператор — “Ростелеком”) и “Гостехе”, вычислительных мощностей которых должно быть “достаточно для замещения иностранных провайдеров”.

Портал data.gov.ru был запущен в 2014 году по поручению Дмитрия Медведева, тогда он занимал пост председателя правительства.

Подразумевалось, что ресурс будет аккумулировать наборы статистической информации, реестры, государственные базы данных.

На основе этой информации бизнес смог бы создавать мобильные приложения или электронные сервисы для граждан. Портал позиционировался как важный элемент системы “Открытого правительства”. 

Михаил Абызов (тогда министр по вопросам “Открытого правительства”, а теперь фигурант уголовного дела о создании ОПГ и мошенничестве) рассказывал, что на основе открытых данных должны создаваться “удобные продукты, повышающие качество жизни людей и качество среды обитания”.

В 2018 году внутренний аудит показал, что большинство федеральных министерств и ведомств подходят к “открытости данных” номинально.

В среднем органы власти соответствовали стандартам максимальной открытости на 20–40%. Они плохо представляли потребности своей аудитории и формально выполняли требования по публикации данных на data.gov.ru.

Мошенники в России активно переходят на наличные

По данным банка ВТБ, около половины всех хищений средств сегодня совершается с использованием наличных. При этом деньги жертвы передают злоумышленникам добровольно — лично или через курьеров. Как правило, мошенники действуют с помощью манипуляций: представляясь сотрудниками регуляторов или правоохранительных органов, они вводят людей в состояние паники, заявляя об угрозе их сбережениям.

Под предлогом «спасения» денег, находящихся на счетах, аферисты убеждают жертв обналичить средства и передать их курьеру — якобы для «ответственного хранения» или перевода на «безопасный счёт».

Реже злоумышленники требуют спрятать наличные в тайнике или оставить их, например, в почтовом ящике. О подобных схемах банк предупреждал ещё в июле.

Как показало исследование Следственного департамента МВД, выдержки из которого привела официальный представитель ведомства Ирина Волк, мошенники нередко сопровождают требования по передаче денег откровенно абсурдными условиями. Например, просят завернуть купюры в фольгу — якобы для защиты от электромагнитного излучения. Также часто используются предметы одежды: джинсы, халаты, носки. Встречаются и более экзотические варианты — деньги предлагают положить в банку с домашними консервами или в упаковку с детскими подгузниками.

По мнению авторов исследования, такими требованиями злоумышленники решают сразу две задачи. Во-первых, они убеждают жертву, что та участвует в некой «спецоперации», где каждая деталь важна и требует строгого выполнения. Во-вторых, абсурдные инструкции помогают вывести человека из эмоционального равновесия. Кроме того, это своего рода тест на критическое мышление: если человек сомневается и указывает на нелепость требований, давление усиливается, а если готов беспрекословно выполнять указания — мошенники продолжают сценарий.

Как отметил заместитель руководителя департамента по обеспечению безопасности, вице-президент ВТБ Дмитрий Саранцев, ранее злоумышленники чаще требовали переводить деньги на подконтрольные им счета. Однако развитие систем банковского фрод-мониторинга привело к тому, что такие операции всё чаще выявляются и блокируются. В результате мошенники всё активнее переходят к схемам с наличными.

В банке рекомендуют немедленно прекращать разговор, если собеседник предлагает «для защиты» сбережений передать деньги «курьерам», «инкассаторам» или оставить их в тайнике. Для проверки любой информации следует обращаться только по официальным каналам банка.

Профильное управление МВД также предупреждает о резком росте схем с использованием наличных. В частности, злоумышленники всё чаще используют несуществующее в российском правовом поле понятие «дистанционного обыска», например под предлогом проверки подлинности купюр.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru