Балльную систему оценки отечественности телекома запустят в сентябре

Балльную систему оценки отечественности телекома запустят в сентябре

Балльную систему оценки отечественности телекома запустят в сентябре

Минпромторг планирует в сентябре запустить механизм балльной оценки уровня “отечественности” российского телекоммуникационного оборудования. “Родной” могут признать технику, которая как минимум собирается в России.

О поправках к постановлению правительства, которые введут балльную систему для получения телекоммуникационным оборудованием статуса отечественного, пишет “Ъ”.

Уведомление о разработке документа есть на сайте regulation.gov.ru. Там же упоминается, что нормы вступят в силу в сентябре. При этом самого проекта на портале нет. В Минпромторге пояснили, что он “будет опубликован после консультаций с отраслью”.

Из последней версии документа следует, что для попадания в реестр производитель должен владеть правами на конструкторскую документацию изделий и исходный код системного софта, располагать сервисными центрами для обслуживания, собственной производственной площадкой и т. д.

За каждую технологическую операцию в производстве, например сборку и монтаж, будут начисляться баллы. Оборудование признают российским, если оно набрало определенного количество баллов. Конкретных цифр не приводится.

Под регулирование подпадают, в частности, коммутаторы, маршрутизаторы, радиолокационное оборудование и телеприставки.

Такую же балльную методику правительство в прошлом году ввело для вычислительной техники. Как заявлял замглавы Минпромторга Василий Шпак, следом за телекомом “пойдет медтехника, дальше все остальное".

Сейчас решение об “отечественности” телекоммуникационного оборудования принимает экспертный совет при Минпромторге. Правила хотели изменить еще с 2021 года.

В реестр телекоммуникационного оборудования из-за непрозрачности оценки могли включить технику, не имеющую отношения к России. Фактически это было зарубежное оборудование с переклеенными шильдиками, говорит источник на рынке электроники.

Представители рынка надеются, что Минпромторг “ужесточит критерии балльной системы, стимулируя российских производителей телеком-оборудования увеличивать в продукции долю российских компонентов”. Однако прямо сейчас их зачастую просто не на что заменить.

Так, для производства современных базовых станций необходима высококачественная электронная компонентная база. Пока она представлена почти исключительно иностранными поставщиками, говорят эксперты. Доля отечественной продукции до 5–10% может вырасти не раньше чем через три года.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru