Телефонные мошенники переключились с иранских на европейские номера

Телефонные мошенники переключились с иранских на европейские номера

Телефонные мошенники переключились с иранских на европейские номера

Самыми частыми номерами подмены в январе стали номера с кодами Лихтенштейна, Турции и Норвегии. Визуально они напоминают первые цифры регионов или операторов и затрудняют блокировку подозрительного трафика.

Нежелательные звонки с международной нумерацией начали поступать россиянам осенью 2022 года. Тогда мошенники перешли на номера Ирана (+985), Сирии (+963) и Турции (+903) — коды легко спутать с номерами российских операторов связи.

К январю 2023 года тактика изменилась, мошенники пошли в регионы, пишет “Ъ”.

В борьбе с нежелательным трафиком чаще всего в первый месяц года блокировали номера с кодом +423 (Лихтенштейн, маскирующийся под код Приморского края), +905 (Турция, якобы мобильная нумерация), +472 (Норвегия, похож на код Белгородской области).

В презентации “МегаФона”, представленной на уральском форуме “Кибербезопасность в финансах”, оператор приводит десять таких кодов.

В целом наиболее частым номером, используемым для подмены, в “МегаФоне” выделяют +8 (1,2) (Япония и Корея) и +7 (международный код, который используется в Казахстане и РФ), не имеющим отношения к России.

При этом чаще всего мошенники используют номера малых операторов связи, это “тренд 2023 года”, а также звонки через мессенджеры. В 2022 году за пропуск трафика с подменных номеров были оштрафованы “МТ Техно”, “НТСИ Телеком”, “МТР-Связь”, “Наука-Связь”. Речь о суммах в 200–600 тыс. руб.

При этом, по данным “МегаФона”, только за первые недели 2023 года было заблокировано более 9 млн звонков с подменой на номера МТС, “МегаФона”, “Вымпелкома” и Tele2.

По данным “Лаборатории Касперского”, наибольшее количество нежелательных звонков в конце 2022 года поступало с номерами Турции, Казахстана и Ирана.

Поправки к закону “О связи” обязывают операторов блокировать звонки и СМС-сообщения с подменных номеров. Им также необходимо подключиться к созданной Роскомнадзором системе “Антифрод” и передавать в нее необходимую информацию.

Оператором системы стало подведомственное Роскомнадзору ФГУП “Главный радиочастотный центр” (ГРЦЧ). Доступ к “Антифроду” также имеют Минцифры, Роскомнадзор, операторы связи и правоохранительные органы. За невыполнение требований грозит штраф до 1 млн руб.

По словам представителя ГРЦЧ, к системе уже подключились четыре крупных оператора. До конца этого года планируется присоединение всех оставшихся операторов телефонной связи в России.

Крупные поставщики связи будут подключаться к системе, используя собственные ресурсы, региональные компании — при помощи облачных узлов.

“Использование международных номеров свидетельствует, что борьба с подстановкой российских номеров неэффективна и мошенники вынуждены прибегать к новым схемам”, — считают в “Вымпелкоме”. В Tele2 согласны, что “использовать международные вызовы мошенников вынудила эффективная защита на внутрироссийском трафике”.

В связи с сокращением количества российских номеров, доступных для подмены, мошенникам приходится искать иностранные источники, с которыми отечественные операторы не успели наладить отношения по проверке контактов, отмечает директор центра противодействия мошенничеству “Информзащиты” Павел Коваленко.

По его словам, текущие меры борьбы со злоумышленниками эффективны, насколько это технически возможно, но централизованной системы по проверке и блокировке подменных номеров только в РФ недостаточно.

Die Welt: Запад тайно атакует Россию и Иран в киберпространстве

Запад, похоже, уже давно воюет в киберпространстве не только в обороне, но и в атаке. По данным немецкой газеты Die Welt, страны Запада перешли к проактивной киберстратегии, нацеленной на критическую инфраструктуру России и Ирана.

Как утверждает издание, речь идёт не о громких публичных операциях, а о тихих и незаметных кибератаках — в том числе о скрытом заражении компьютеров вредоносными программами.

Цель таких действий — разведка, сдерживание и потенциальное выведение из строя ключевых цифровых компонентов инфраструктуры.

Особую роль, по данным Die Welt, играет Эстония. Именно там расположен главный европейский хаб по анализу данных, киберзащите и «контркомпьютерным мерам». В Таллине, всего в десяти минутах от офиса премьер-министра, находится NATO Cooperative Cyber Defence Centre of Excellence (CCDCOE) — исследовательский центр НАТО по киберобороне.

Место выглядит соответствующе: колючая проволока, камеры наблюдения, усиленная охрана — сразу понятно, что объект военный.

По информации газеты, в центре НАТО работают около 70 специалистов, включая военнослужащих Бундесвера. Их задачи включают:

  • выявление и анализ кибератак;
  • консультации для стран — членов НАТО;
  • разработку и реализацию ответных мер, включая наступательные сценарии.

Иными словами, речь идёт не только о защите сетей, но и о подготовке активных киберопераций.

Die Welt прямо называет происходящее «невидимой войной» — конфликтом без танков и ракет, но с вредоносами, эксплойтами и закладками в инфраструктуре. По версии издания, западные государства уже давно считают киберпространство полноценным полем боя и действуют там соответствующим образом.

Официально такие операции, разумеется, не подтверждаются. Но публикация в Die Welt даёт редкий взгляд на то, как сегодня может выглядеть реальная киберконфронтация между государствами — тихая, скрытая и крайне далёкая от публичных заявлений о «чисто оборонительной» политике.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru