Мошенники подсматривают коды через демонстрацию экрана

Мошенники подсматривают коды через демонстрацию экрана

Мошенники подсматривают коды через демонстрацию экрана

Мошенники всё чаще опустошают банковские счета россиян, используя функцию демонстрации экрана для «подсматривания» реквизитов платёжных карт и кодов авторизации. Чтобы активировать этот доступ, злоумышленники представляются сотрудниками банков или МФЦ.

Как сообщают «Известия», только в 2024 году таким способом было похищено около миллиарда рублей. В среднем жертва теряла порядка 100 тыс. рублей за один эпизод. При этом пострадали не только частные лица, но и компании.

По данным Банка России, на которые ссылается издание, доля таких случаев составляет от 15 до 20% от общего количества дистанционных хищений. В ВТБ отмечают, что до 40% атак осуществляется с применением удалённого доступа. МВД также фиксирует высокую активность подобной схемы при компрометации учётных записей на портале Госуслуг.

Атака, как правило, проходит в три этапа:

  • Мошенник, представившись сотрудником техподдержки банка, службы доставки, онлайн-школы, покупателем или работодателем, выходит на связь с потенциальной жертвой;
  • Под предлогом «настройки приложения» или «сверки данных» он убеждает включить демонстрацию экрана;
  • Затем злоумышленник перехватывает данные для входа в онлайн-банк или систему дистанционного банковского обслуживания, включая SMS-код, выступающий в роли второго фактора аутентификации.

Так, например, житель Абакана, продававший дачный участок, потерял 750 тыс. рублей. Под видом покупателя злоумышленник попросил показать экран, якобы чтобы проверить поступление средств. Получив доступ к нужным данным, он полностью опустошил счёт.

В руках мошенников функция демонстрации экрана становится мощным инструментом кражи личной информации, позволяя буквально «заглянуть» в цифровую жизнь человека. Даже случайная демонстрация рабочей переписки, уведомлений от банков или открытых вкладок в браузере может привести к серьёзным последствиям — от потери доступа к аккаунтам до оформления кредитов или подачи заявлений от имени жертвы, — пояснил владелец продукта PRO32 Connect Владимир Абрамов.

В пресс-службе компании «Доктор Веб» настоятельно рекомендуют не включать демонстрацию экрана в беседе с посторонними. Если без неё не обойтись, необходимо предварительно отключить всплывающие уведомления и закрыть все программы, которые могут их отображать. В качестве альтернативы можно использовать скриншоты.

Роскомнадзор также напомнил о мошеннической схеме fake boss, при которой злоумышленники действуют от имени руководителя организации. При малейших сомнениях следует прекратить разговор и напрямую уточнить у руководителя, действительно ли он звонил.

Руководитель департамента противодействия финансовому мошенничеству (Fraud Protection) компании F6 Дмитрий Ермаков отметил, что целью преступников может быть не только доступ к банковским счетам, но и к государственным сервисам — например, Госключу, через который можно выполнять юридически значимые действия от имени организации.

Руководитель отдела кибербезопасности компании Fortis Анастасия Агафонова добавила, что злоумышленники нередко используют демонстрацию экрана для кражи корпоративных данных во время занятий на онлайн-курсах. Поскольку изображение видно всем участникам, данную функцию рекомендуется отключать.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

MAX начал блокировать доступ через альтернативные клиенты

Платформа MAX начала блокировать доступ через альтернативные клиенты — неофициальные приложения, которые позволяют подключаться к мессенджеру в обход официального софта. В пресс-службе сервиса объяснили это заботой о безопасности: такие программы могут угрожать персональным данным и даже использоваться для рассылки вредоносных файлов от имени пользователя.

Официальный клиент MAX можно скачать в App Store, RuStore и Google Play. На изменения в подходе руководства мессенджера обратили внимание в «РИА Новости»

Напомним, в марте VK запустила бета-версию цифровой платформы MAX, через которую доступны чаты, звонки, голосовые сообщения и передача файлов до 4 ГБ. Развивает сервис «Коммуникационная платформа» — «дочка» VK.

Однако у истории есть и обратная сторона. MAX уже несколько раз оказывался в центре скандалов. В частности, его подозревают в слежке за пользователями, передаче данных за рубеж и использовании компонентов из «недружественных» стран. При этом у разработчика отсутствуют лицензии ФСТЭК и ФСБ России, что вызывает вопросы к уровню защиты сервиса.

Летом MAX и «Инфотекс Интернет Траст» сообщили о тестировании подключения к порталу Госуслуг через ЕСИА с использованием протокола OpenID Connect, позволяющего передавать данные только с согласия пользователя.

Но уже через несколько дней ФСБ выдвинула целый список претензий: в MAX отсутствует криптозащита нужного класса и другие обязательные меры. До выполнения этих требований интеграция с ЕСИА невозможна.

Более подробно проблемы безопасности национального мессенджера мы разбирали в отдельном материале.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru