VMware фиксирует рост количества атак BatLoader по своей клиентской базе

VMware фиксирует рост количества атак BatLoader по своей клиентской базе

У клиентуры VMware участились случаи заражения BatLoader — зловредом, позволяющим закрепиться на Windows-машине. Вредоносный загрузчик примечателен тем, что различает корпоративные и домашние сети и в зависимости от окружения доставляет жертве троянов (банкеров, инфостилеров) либо инструменты для развития атаки — вроде Cobalt Strike.

Вредонос BatLoader раздается под видом легитимных программ через drive-by-загрузки; для вывода своих сайтов в топ поисковой выдачи злоумышленники используют черный SEO. О подобных malvertising-кампаниях стало известно еще в начале года — из февральской публикации Mandiant.

В VMware наблюдают новую угрозу с июля и с тех пор зафиксировали 42 случая успешного заражения. Атакам подвергаются представители разных вертикалей, чаще прочих — коммерсанты, финансисты и промышленники.

 

Исследование показало, что авторы malvertising-атак обычно выдают BatLoader за популярное приложение — LogMeIn, Zoom, AnyDesk, TeamViewer. Вредонос отдается с взломанных сайтов в виде подписанного MSI-файла или ZIP-архива; содержимым MSI независимо от имени является инструментарий для создания документов novaPDF.

Заражение осуществляется поэтапно, с использованием PowerShell, Msiexec.exe, Mshta.exe и других легитимных инструментов, поэтому атаку трудно обнаружить и пресечь. Повысить привилегии скриптов помогает утилита nircmd.exe; для расшифровки полезной нагрузки на машину загружается Gpg4win, для ее запуска — NSudo. Зловред также пытается препятствовать обнаружению и возможным ответным мерам: добавляет исключения Microsoft Defender, отключает уведомления, Диспетчер задач, командную строку, редактор реестра.

Полезная нагрузка, доставляемая BatLoader, зависит от профиля зараженной системы: на домашние компьютеры обычно загружаются трояны Ursnif и Vidar, на корпоративные компьютеры — дополнительно Cobalt Strike, а также инструмент мониторинга и контроля ИТ-инфраструктуры производства Servably (Syncro или Atera).

Инструмент управления Atera, по словам экспертов, также ранее использовали вымогатели Conti. Примечательно, что один из их IP-адресов тоже засветился в атаках BatLoader — тот, с которого загружались эксплойты для Log4j. Замечено также некоторое сходство с кампаниями Zloader: использование черной оптимизации, инсталлятора Windows, а также PowerShell, batch и других машинных кодов ОС для построения цепочки заражения.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

ФСБ России может получить доступ к IP-адресам и учеткам путешественников

Минтранс России подготовил проект приказа, согласно которому перевозчики с 1 сентября должны будут передавать в отраслевую ГИС дополнительные данные клиентов, в том числе имейл, номер телефона, IP-адрес, пароль к аккаунту, информацию о платежах.

Перечень сведений о пассажирах, подлежащих передаче в единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ) был утвержден еще в 2009 году. Оператором сводной базы является ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», доступ к ней имеют, в частности, Ространснадзор, МВД и ФСБ.

Согласно действующим нормам, перевозчики обязаны направлять в ГИС паспортные данные пассажиров, даты и маршруты поездок. Новый приказ по отрасли обяжет их предоставлять также следующую информацию:

  • сведения, которые пассажир указывает при бронировании и покупке билета (Passenger Name Records, PNR), в том числе имейл и телефон;
  • логин и пароль пользователя сайта или приложения;
  • IP-адрес заказчика и номер порта;
  • номер платежной карты (последние четыре цифры), название банка, стоимость билета, класс обслуживания.

Все эти данные должны передаваться в ГИС в течение 15 минут после завершения операции — трудновыполнимая задача с учетом того, что перевозчики используют разные системы бронирования (к примеру, воздушный транспорт сейчас пользуется Leonardo и «ТАИС»). Срок хранения данных в ЕГИС ОТБ — семь лет.

Новый порядок централизованного сбора ПДн должен заработать с 1 сентября и будет действовать на воздушном, водном, железнодорожном транспорте, а также на автотранспорте (международные и междугородные рейсы, кроме Москва / Подмосковье и Питер / Ленобласть).

Кстати, доступ к данным пассажиров такси у ФСБ уже есть, соответствующий закон вступил в силу 1 сентября прошлого года.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru