Российская энергетика возглавила рейтинг по заражениям из интранета

Российская энергетика возглавила рейтинг по заражениям из интранета

Российская энергетика возглавила рейтинг по заражениям из интранета

В третьем квартале 2025 года именно российский сектор электроэнергетики стал лидером по числу попыток заражений, когда источником вредоносных программ выступали сайты во внутренней сети предприятий — так называемом интранете. Об этом сообщили специалисты «Лаборатории Касперского» на выставке GITEX Global 2025.

В промышленных сетях интранет — это не просто внутренние страницы, а целые системы: документооборот, управление жизненным циклом оборудования (PLM), ресурсами предприятия (ERP) и другие сервисы.

По словам экспертов, из-за низкого уровня кибергигиены многие из них годами остаются заражёнными майнерами, вредоносами и червями.

Интернет при этом остаётся главным источником угроз. По статистике, энергетика заняла первое место в России по доле компьютеров АСУ, на которых фиксировались обращения к заражённым сайтам, в том числе внутренним, и к страницам с вредоносными скриптами.

Также отмечены многочисленные попытки подключения к ресурсам, связанным с майнингом криптовалют. Всё это указывает на системные проблемы с кибербезопасностью в отрасли.

По данным Kaspersky Cyber Threat Intelligence, из 14 активных кибергрупп, работающих против российских организаций, восемь проявляют интерес к энергетическим предприятиям.

Самый частый способ проникновения в сеть — фишинговые письма. Обычно злоумышленники маскируют вредоносные вложения под документы с названиями вроде «Накладная», «Резюме кандидата», «Приглашение на ВКС» или «Указ». Нередко они используют украденные учётные данные сотрудников и подрядчиков, подключаясь по VPN или RDP из внешних сетей.

Как отметил Кирилл Круглов, старший исследователь-разработчик Kaspersky ICS CERT, энергетические предприятия регулярно становятся целью целевых атак, включая атаки на цепочки поставок.

«Если компания не учитывает риски со стороны подрядчиков и доверенных партнёров, то риск проникновения вымогателей или шпионских программ резко возрастает», — подчеркнул эксперт.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Лишь 3% россиян больше не реагируют на утечки персональных данных

Центр компетенций защиты данных «Гарда» (входит в ИКС Холдинг) изучил, как меняется отношение россиян к утечкам персональных данных. К 2025 году почти никто уже не остаётся равнодушным — доля тех, кто никак не реагирует на компрометацию своих данных, сократилась с 51% до всего 3%.

Исследование показало, что половина россиян никогда не проверяли, попадали ли их данные в сеть, хотя две трети тех, кто это делал, нашли свои персональные данные в открытом доступе.

При этом 55% респондентов считают утечки серьёзной проблемой, а ещё 19% — критической. Только 4% считают её незначительной.

Россияне стали активнее действовать при утечках: 32% меняют или перестают использовать скомпрометированные данные, 26% отказываются от услуг компании, допустившей утечку, 17% обращаются в правоохранительные органы, и столько же — отзывают согласие на обработку данных.

В то же время растёт ощущение бессилия — 49% опрошенных считают, что не могут повлиять на ситуацию. Особенно пессимистичны респонденты среднего возраста: среди людей 51–60 лет так считают 59%. Молодёжь и старшее поколение, наоборот, проявляют больше уверенности и активности.

Утечки персональных данных чаще всего приводят к звонкам мошенников — с этим столкнулись 81% участников опроса. 39% сообщили о взломах аккаунтов в соцсетях, 6% понесли финансовые потери, а 5% столкнулись со взломами банковских приложений.

При этом 60% россиян перед передачей своих данных не проверяют репутацию компании. Среди молодёжи до 20 лет почти все интересуются, насколько надёжен сервис, а вот среди пенсионеров — только 14%. Люди с высоким доходом тоже осторожнее: среди зарабатывающих свыше 500 тысяч рублей проверяют компании две трети респондентов.

После утечки данных 51% россиян заявляют, что больше не будут пользоваться услугами компании, допустившей инцидент. Ещё треть решают в зависимости от обстоятельств. Люди среднего возраста чаще полностью отказываются от услуг, а молодёжь предпочитает оставить негативный отзыв или перейти к конкурентам.

Эксперты напоминают: даже если компании и государство предпринимают меры по защите данных, многое зависит от самих пользователей. Чтобы снизить риски, стоит не делиться лишней информацией, пользоваться только проверенными сервисами, регулярно менять пароли, включать двухфакторную аутентификацию и проверять, не появились ли ваши данные в открытом доступе.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru