Иранская кибергруппировка начала использовать кастомный Android-шпион

Иранская кибергруппировка начала использовать кастомный Android-шпион

Иранская кибергруппировка начала использовать кастомный Android-шпион

Иранская кибергруппировка APT42 начала использовать в атаках кастомную вредоносную программу для мобильных устройств на Android. С помощью нового шпионского софта злоумышленникам удаётся следить за представляющими интерес людьми.

По словам специалистов компании Mandiant, им удалось собрать достаточно данных, указывающих на связь APT42 с властями Ирана. Участники группы занимаются кибершпионажем и следят за деятельностью людей и организаций в интересах своей страны.

Впервые атаки APT42 удалось зафиксировать семь лет назад, когда исследователи вышли на серию кампаний целевого фишинга. В ходе этих операций атаковались чиновники, политики, журналисты и учёные по всему миру.

Основная задача атакующих — выкрасть учётные данные от аккаунтов цели. Тем не менее в ряде случаев киберпреступники использовали кастомный вредонос для мобильной операционной системы Android, с помощью которого можно отслеживать владельца девайса, получать доступ к хранилищу устройства и извлекать переписки.

По данным Mandiant, с 2015 года участники APT42 провели как минимум 30 киберопераций в 14 странах. Есть мнение, что это лишь малая часть от того масштаба атак, который реально генерирует группировка.

 

Кастомный Android-вредонос, который начал недавно фигурировать в атаках APT42, позволяет более пристально отслеживать представляющие интерес цели. С помощью софта злоумышленники могут перехватывать голосовые вызовы, СМС-сообщения, а также ежедневно записывать аудио.

Как отметили в Mandiant, зловред преимущественно распространяется через ссылки в СМС-сообщениях. В качестве приманки пользователю обещают VPN-приложение или мессенджер, помогающий обходить блокировку веб-ресурсов.

 

«Кастомный Android-вредонос помогает киберпреступникам получать дополнительную информацию о целях. С помощью шпионского софта можно следить за перемещением пользователя, считывать его контакты и любые персональные данные», — пишут в отчёте (PDF) специалисты.

«Звонки вредонос записывает с помощью встроенного микрофона, а фотографии делает на камеру устройства. Кроме того, все снимки, хранящиеся на девайсе, попадают в руки операторов шпионского софта».

Требования по ИБ выполняют лишь 36% субъектов КИИ, да и то по минимуму

На стартовавшем в Москве 28-м Национальном форуме по кибербезопасности ФСТЭК России доложила о результатах проверки объектов критической инфраструктуры (КИИ). Надлежащий уровень защиты зафиксирован лишь в 36% случаев — по нижней планке.

В контрольную выборку попали 700 объектов. На них было суммарно выявлено свыше 1,2 тыс. нарушений закона о безопасности КИИ (№ 187-ФЗ) и регуляторных нормативов.

В 2025 году ФСТЭК также направила субъектам КИИ более 2 тыс. уведомлений с требованием соблюдения законодательства и составила 603 протокола об административных правонарушениях (в подавляющем большинстве случаев организация проигнорировала требование о передаче нужных сведений регулятору либо сорвала сроки представления такой информации).

Проблемы, выявленные в ходе проверок, в основном вызваны отсутствием связности ИБ- и бизнес-процессов. Специалисты по ИБ зачастую не знают специфики работ по созданию, эксплуатации, совершенствованию производственных систем и не имеют доступа к такой информации.

Таким образом, они лишены возможности строить и корректировать защиту в соответствии с текущими нуждами. Более того, на многих предприятиях отсутствует полноценный учет ИТ-активов, и безопасники при всем желании не могут предусмотреть все слабые места (к примеру, уязвимость неучтенных теневых активов).

Основной персонал критически важных объектов редко вовлекается в процессы обеспечения кибербезопасности; в результате записи в реестре об объектах КИИ почти во всех случаях оказались недостоверными.

Контролеры также отметили другие упущения:

  • отсутствие централизованного управления многочисленными СЗИ в условиях нехватки специалистов (затрудняет своевременное реагирование на киберинциденты);
  • эпизодический мониторинг защищенности вместо постоянного (провоцирует эксплойт уязвимостей);
  • хранение резервных копий в одной среде с производственными системами (риск потери возможности восстановления после атаки).

Между тем ФСТЭК собирается распространить ИБ-требования к КИИ на поставщиков ИТ-продуктов и услуг для таких объектов и уже подготовила соответствующий законопроект. Регулятора тревожит рост числа атак на КИИ через подрядчиков, а также халатное отношение таких партнеров к собственной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru