Хакеры шантажируют маркетплейсы: бизнесу проще заплатить, чем бороться

Хакеры шантажируют маркетплейсы: бизнесу проще заплатить, чем бороться

Хакеры шантажируют маркетплейсы: бизнесу проще заплатить, чем бороться

Выкуп взломанного сайта достигает 100 млн рублей. В прошлом году преступники требовали 30 млн рублей. Эксперты предупреждают: атаки не прекратятся, пока российские компании готовы платить за шантаж.

О росте нападений на онлайн-магазины сегодня пишет “Ъ”. По данным “Информзащиты”, за первые полгода 2022-го количество атак программ-шифровальщиков на российский ретейл увеличилось на 45%. В Group-IB говорят о четырехкратном скачке. Тренд подтверждают и в Positive Technologies.

Целями вымогателей становятся крупные сети супермаркетов и маркетплейсы. Бизнес боится заморозки продаж и готов платить “террористам”.

“Злоумышленники эксплуатируют уязвимости на периметре и веб-ресурсах компаний, а также незащищенные сервисы, которые организации по халатности или недосмотру публиковали вовне”, — говорит директор по развитию бизнеса центра противодействия кибератакам Solar JSOC компании “РТК-Солар” Алексей Павлов.

Подорожали и расценки на восстановление взломанного ресурса. Если в прошлом году вернуть сайт к жизни обещали за 30 млн рублей, сейчас сумма выкупа достигает ста миллионов рублей.

В “Магните”, “Вкусвилле”, Х5 Group (управляет сетями “Пятерочка”, “Перекресток”, “Карусель”) не стали комментировать ситуацию. В Wildberries сообщили, что в компании есть собственная команда IT-специалистов, благодаря которой при весенней атаке в первый день было восстановлено 80% функциональности интернет-магазина, а данные покупателей не пострадали.

Собеседник “Ъ” в одном из крупных ретейлеров уточнил, что для организации кибербезопасности в крупных компаниях нередко привлекаются внешние подрядчики, которые “могут медленнее реагировать на инциденты, чем внутренние подразделения”.

Услуги сторонней организации в этом направлении — действительно распространенный вариант, но результат зависит от схемы работы и внимательности самой компании-клиента, подчеркивают в “Информзащите”.

Основной проблемой эксперты называют готовность российских компаний платить выкуп. Опасность стратегии в том, что злоумышленники могут не выполнять свою часть сделки, то есть не разблокировать ресурс после получения выкупа.

Получается замкнутый круг — количество атак шифровальщиков на бизнес будет расти, пока владельцы ресурсов готовы вести переговоры с вымогателями.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

WhatsApp запускает Private Processing: ИИ без ущерба для приватности

WhatsApp (принадлежит признанной в России экстремистской и запрещённой корпорации Meta) снова на волне новинок — на этот раз мессенджер представил новую технологию Private Processing.

Она позволяет использовать функции искусственного интеллекта вроде суммаризации непрочитанных сообщений или помощи с редактированием текста, при этом полностью сохраняя обещания по конфиденциальности.

Private Processing обрабатывает запросы пользователей в защищённой среде — в так называемой конфиденциальной виртуальной машине (Confidential Virtual Machine, CVM). Причём ни Meta (признана в России экстремистской и запрещена), ни сам WhatsApp не смогут увидеть, что именно вы отправили на обработку. Всё происходит «внутри коробки», и наружу ничего не утекает.

Чтобы ещё больше укрепить безопасность, компания ввела несколько правил:

  • Гарантии на уровне системы: если кто-то попробует вмешаться в обработку данных, система либо сразу «падает», либо выдаёт себя с головой.
  • Проверяемая прозрачность: любой пользователь или независимый исследователь может провести аудит работы системы.
  • Защита от таргетирования: нельзя выбрать конкретного пользователя для атаки, не разрушив всю архитектуру безопасности.
  • Стейтлес-подход и прямая защита истории: данные не сохраняются после обработки — даже если кто-то взломает систему, достать старые запросы будет невозможно.

Процесс устроен так: сначала клиент WhatsApp получает анонимные учётные данные и устанавливает защищённое соединение через специальный шлюз и третий ретранслятор, скрывающий IP-адрес.

Потом создаётся сессия с защищённой средой (Trusted Execution Environment, TEE), куда зашифрованный запрос передаётся через уникальный одноразовый ключ. Расшифровать его может только устройство пользователя или сама TEE.

Разработчики честно признают: полностью избавиться от рисков нельзя. Возможны атаки через инсайдеров, уязвимости в цепочке поставок или действия злоумышленников на стороне пользователей. Но компания уверяет, что использует многоуровневую защиту, чтобы минимизировать все возможные угрозы.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru