Ни шагу без штрафа: Путин подписал закон о приземлении ИТ-гигантов

Ни шагу без штрафа: Путин подписал закон о приземлении ИТ-гигантов

Ни шагу без штрафа: Путин подписал закон о приземлении ИТ-гигантов

Речь идет о компаниях и сервисах с ежедневной аудиторией в полмиллиона человек. Теперь за отказ регистрироваться на сайте Роскомнадзора условному Google придется заплатить 10-20% годовой выручки.

259-ФЗ или “закон о приземлении” действует с прошлого года. Зарубежные ИТ-компании с ежедневной аудиторией в России от 500 тысяч человек к первому января должны были открыть полноценные представительства и зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора.

В марте Госдума приняла дополнения по штрафам. Накануне закон подписал Владимир Путин. В первую очередь штрафы коснутся соцсетей, поисковиков, развлекательных платформ и мессенджеров.

За первый отказ иностранному ИТ-гиганту грозить штраф до 10% от суммы его годовой выручки. Повторное нарушение будет стоить дороже — до 20% совокупного дохода за год.

Сумму оборотных штрафов будут считать от выручки компаний за прошлый год на территории России.

За неисполнение требований закона "о приземлении" предусмотрен административный штраф для юрлиц в размере от 1/15 до 1/10 совокупного размера суммы выручки компании, полученной от реализации всех товаров, но не менее 6 млн рублей, — говорится в законе. За повторное правонарушение предусмотрены штрафы для юрлиц от 1/10 до 1/5 совокупного размера суммы такой выручки, но не менее 10 млн рублей.

До 5 млн рублей увеличивается штраф и за нарушение норм об устойчивом интернете:

“С января 2023 года ответственность для операторов связи за нарушение требований к пропуску трафика через технические средства противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования в России интернета и сети связи общего пользования”.

Закон вводит штрафы и для поисковиков, если они не уберут из выдачи сведения о “неприземлившемся” в России ИТ-гиганте. Условный “Яндекс”, не скрывший из результатов поиска World of Tanks, может заплатить государству до 5 млн рублей.

Кроме того, компании, разместившие рекламу на информационном ресурсе, не исполняющем закон о «приземлении», будут наказываться штрафом до 3 млн рублей. Столько же придется заплатить государству, если самим рекламировать “отказников”.

Подробно обо всех новых штрафных санкциях за “неприземление” накануне написал Интерфакс.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru