В Топ-5 кибермишеней вошли госучреждения, медцентры и медиа

В Топ-5 кибермишеней вошли госучреждения, медцентры и медиа

В Топ-5 кибермишеней вошли госучреждения, медцентры и медиа

Атаки прибавили 15%. В Positive Technologies сравнили последний квартал 2021 и первый 2022 года. В пятерку самых “востребованных” киберпреступниками теперь входят медиаресурсы, а в новых трендах угроз — вайперы.

Эксперты подтверждают рост кибервторжений и связывают их с обострением противостояния в киберпространстве. В этом свежее исследование от Positive Technologies ничем не отличается от других подобных.

Из нового — изменился “рейтинг” самых атакуемых отраслей. Теперь в ТОП-5 входят медиаресурсы. На них, как и на образовательные площадки, приходится по 5% всех взломов.

Общий список лидеров выглядит так:

  1. Госучреждения — 16%
  2. Медицина — 11%
  3. Промышленность — 8%
  4. Наука и образование — 5%
  5. СМИ — 5%

 

При этом атаки на государственные сайты с января по март удвоились, если сравнивать их с данными трех последних месяцев прошлого года — 22% против 13%.

Киберпреступник образца 2022 отлично владеет инфостилером — шпионской программой, направленной на кражу информации. Особый интерес представляют учетки VPN-сервисов, которые потом продают в даркнете. Доля шпионского софта в атаках на организации составляет 18%, на частные лица — почти 40%.

Эксперты Positive Technologies отмечают появление вайперов, уничтожающих данные:

“В первом квартале этого года мы наблюдали увеличение количества атак с использованием вайперов — вредоносного ПО для удаления данных: для организаций их доля составляет 3%, а для частных лиц — 2%”, — приводит цифры аналитик исследовательской группы Positive Technologies Екатерина Семыкина.

Среди популярных „очистителей“ данных отмечают WhisperGate, HermeticWiper, IsaacWiper, DoubleZero, CaddyWiper. Есть случаи, когда такие вредоносы имитировали атаку программы-вымогателя. Жертвы даже получали сообщения о выкупе, но ключи дешифрования так никто и не вернул, а данные уничтожили.

Способов распространить вайпер много: HermeticWiper заползает сетевым червём, а DoubleZero содержался в архивах, попавших через целевые фишинговые атаки. В случае с CaddyWiper взломщики уже имели доступ к скомпрометированным сетям организаций.

Напомним, исследование Positive Technologies касается данных за январь-март 2021 года. Весной этого года “ком” атак продолжил расти, а май побил все сезонные антирекорды по утечкам.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru