Персональный антирекорд: в мае в открытый доступ выложили 50 баз данных

Персональный антирекорд: в мае в открытый доступ выложили 50 баз данных

Персональный антирекорд: в мае в открытый доступ выложили 50 баз данных

Последний месяц весны стал лидером сезонных утечек. 50+ баз попали в даркнет, в марте — всего 16. Еще одна майская особенность: раньше хакеры сливали за деньги, теперь за идею и глобальное кибергосподство.

Информационная лента мая “прошита” новостями про утечки ПДн. Слиты базы Яндекс.Еды и Wildberries, Delivery Club и Гемотеста, не избежал атаки даже портал Geekbrains, продающий курсы по ИБ. По запросу “май утечки” Google выдает один миллион результатов.

“В мае и начале июня в даркнет было выложено рекордное количество баз данных российских компаний — более 50”, — фиксируют статистику в Group-IB.

Прочувствовать нарастание массы можно в сравнении: в марте слили 16 баз, в апреле — 32, и вот в мае уже больше 50 пострадавших.

Особенности майской “хандры” не только в количестве утечек. Важный симптом — базы с ПДн больше не товар для торга, их может скачать любой пользователь. Изменился мотив киберпреступников: смысл не в заработке, а в самом ущербе.

Если посчитать всё вместе, в мае в сеть выложили 600 млн строк данных — это примерно 12 тысяч томов “Войны и мира” Толстого. Еще одной особенностью майских утечек стало их изменившееся качество.

Раньше хакеры “стряпали” базу из открытых данных госпорталов и соцсетей, а публике выдавали её за инсайд. Теперь же утечка “качественная”, она затрагивает чувствительную информацию клиентов и сотрудников:

«Практически все базы включают имена клиентов, их телефоны, адреса, даты рождения, а некоторые — хеш паролей, паспортные данные, подробности заказов или результаты медицинских анализов, — оценивают “контент” сливов в Group-IB. — Актуальность большинства баз — весна этого года».

Фактор инсайдеров и сам вал атак становится оправданием утечек. Эксперты призывают смотреть глубже:

«Проблема такого огромного числа инцидентов — в недостаточной защищенности цифровых активов», — считают в департаменте Threat Intelligence Group-IB.

К началу мая исследователи нашли в открытом доступе 400 тыс. баз данных, хранящихся в открытом доступе. Почти 7 500 были «бесхозными» и хранились на российских серверах. Хакер мог просто «поднять базу с пола» и выкатить в публичную сферу.

Глава Anti-Malware.ru Илья Шабанов обращает внимание на еще один «тренд» весенних утечек:

«Часто ущерб от таких инцидентов может быть сразу не очевиден».

База ПДн целиком или частями может появиться в открытом доступе через неделю, месяц или даже полгода, как это было с последней утечкой у «Ростелекома», когда подозреваемый уволился из корпорации еще в прошлом году.

«Чтобы защитить именно БД, может быть недостаточно использовать банальные средства защиты сетевого периметра, системы обнаружения вторжений, XDR и так далее, — резюмирует Шабанов. — Разумно будет обратить внимание на специализированные системы DAM для мониторинга действий пользователей с БД и системы DLP для защиты баз данных от утечек».

Тем временем государство пытается закрутить “кран утечек” штрафами: Минцифры согласовало проект закона, по которому компания, допустившая утечку должна будет заплатить казне от 1 до 3% от годового оборота.

В России создадут уникальную базу IMEI для контроля мобильных устройств

Минцифры планирует в 2026 году запустить базу уникальных номеров мобильных устройств — IMEI. Об этом рассказал заместитель главы министерства Дмитрий Угнивенко на заседании Общественного совета при Минцифры.

По его словам, которые передаёт «Интерфакс», идея в том, чтобы ввести учёт IMEI — уникальных номеров, которые есть у каждого мобильного устройства, будь то смартфон, планшет, умные часы или модем. В отличие от сим-карты, IMEI привязан именно к самому аппарату и не меняется при смене оператора.

В министерстве рассчитывают, что такая база позволит точнее определять, где и как используется мобильная связь. В частности, это может помочь при обеспечении безопасности в условиях угрозы беспилотников.

Если IMEI будет связан с конкретным номером, можно будет достоверно понимать, что сим-карта используется обычным абонентом, а не, например, в БПЛА.

Как отметил Угнивенко, более точная идентификация устройств в перспективе может смягчить текущие ограничения. Речь идёт о ситуациях, когда в целях безопасности временно отключается мобильный интернет и начинают работать так называемые «белые списки» сайтов, которые формирует Минцифры.

Сейчас для снижения рисков уже применяются дополнительные меры. В России действует период «охлаждения» для иностранных сим-карт, а также для сим-карт российских операторов, которые попали в страну из-за рубежа. Всё это призвано усложнить использование мобильной связи в потенциально опасных сценариях.

IMEI (International Mobile Equipment Identity) — это 15-значный номер, который однозначно идентифицирует устройство, а не владельца или сим-карту. В Минцифры подчёркивают, что именно эта особенность делает IMEI удобным инструментом для более точечного контроля без тотальных ограничений для всех пользователей.

Кроме того, власти России запускают масштабную систему противодействия кибермошенничеству, о чём сегодня рассказал премьер-министр Михаил Мишустин на стратегической сессии, посвящённой борьбе с цифровыми преступлениями.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru