Хакеры проникли в систему RuTube еще в марте, за два месяца до атаки

Хакеры проникли в систему RuTube еще в марте, за два месяца до атаки

Хакеры проникли в систему RuTube еще в марте, за два месяца до атаки

Служба безопасности Rutube не знала о взломе на протяжении двух месяцев. В систему проникли еще в марте, организовав целевую атаку. Взломщики изучали инфраструктуру хостинга, а сервис “положили” ко Дню Победы.

За атакой на RuTube стоят не инсайдеры, а внешние хакеры. Подробности нашумевшей истории рассказал на ПМЭФ глава Positive Technologies Денис Баранов. Компания помогала расследовать и устранять последствия.

“Это была именно таргетированная хакерская атака, нацеленная на нанесение максимального и долговременного урона сервису”, — объясняет Баранов. — Однако они умудрились засветиться на антивирусах, использовали инструментарий, который характерен для базового пентестера”.

В систему проникли в начале весны. Всё это время, вплоть до 9 мая, хакеры не проявляли себя, изучая внутреннее функционирование сервиса. “Выключить телевизоры” решили именно в День Победы.

“К этому моменту хакеры изучили инфраструктуру и четко выделили виртуальные машины, задействованные в обеспечении работы сервиса, и удаляли именно их”, — рассказывает Баранов.

Этот факт “Ведомостям” подтвердили и в самом RuTube:

“Точную дату назвать не можем, но следы вредоносной активности обнаружены сильно “до” событий 9 мая”, — сообщил представитель видеохостинга. Об этом же говорят и в “Лаборатории Касперского”. 

В Positive Technologies считают, что последствия атаки могли быть масштабнее, но этому помешали сами сотрудники RuTube:

“Очень хорошо сработала IT-служба: как только они заметили воздействие на ряд элементов инфраструктуры, сразу же стали их отключать и изолировать, стараясь опередить хакеров, удалявших виртуальные машины”, — добавил гендиректор Positive Technologies. 

Доступ к системе Rutube хакеры получили, взломав учетные записи сотрудников. Есть еще вероятность, что Rutube взломали одни люди, атаку же проводили уже другие. Такой версии придерживается техдиректор АО “Синклит” Лука Сафонов. Он полагает, что первоначальный доступ был продан другим лицам, которые уже и “включились” 9 мая.

Если принять за факт, что мониторинга ИБ у Rutube не было, как они сами пишут в утекшей переписке, из-за «якобы неполноты сервиса от Group-IB», то они могли и не заметить присутствия злоумышленников, добавляет независимый эксперт по информационной безопасности Алексей Лукацкий. По контракту ИБ Rutube занималась “дочка” Group-IB компания “Траст”. 

Напомним, российский видеохостинг Rutube подвергся атаке 9 мая и “пролежал” три дня. Чинить Rutube привлекли крупнейшие компании по кибербезопасности, которые занимались расследованием инцидента и устранением последствий. Среди них были Positive Technologies и “Лаборатория Касперского”.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

62% российских корпораций продолжают использовать зарубежные NGFW

К2 Кибербезопасность (входит в K2Тех) представила результаты исследования о том, как крупные российские компании используют отечественные межсетевые экраны нового поколения (NGFW). В опросе участвовали ИТ- и ИБ-руководители из 113 корпораций — от нефтегаза и финсектора до ретейла, машиностроения и ТЭК.

Экспертами исследования выступили ведущие российские разработчики NGFW: UserGate, «Лаборатория Касперского», Positive Technologies, Ideco и Infotecs.

Картина получилась показательной:

  • 88% компаний активно применяют NGFW.
  • Для 75% внедрение — это усиление киберзащиты, а не просто выполнение требований регуляторов.

При этом иностранные решения по-прежнему занимают значимую долю: 62% корпораций продолжают использовать зарубежные NGFW — полностью (22%) или в гибридной модели вместе с отечественными (40%). Полностью перешли на российские продукты лишь 38% участников.

 

По словам руководителя направления сетевой безопасности К2 Кибербезопасность Александра Шилова, рынок NGFW в России развивается быстро, а более половины компаний (56%) планируют перейти на отечественные решения в течение пяти лет.

Мотиваторы вполне понятные: окончание лицензий на зарубежное ПО, сложности с обновлениями и отсутствие техподдержки. В условиях роста киберугроз компаниим нужна не разовая установка продукта, а долгосрочная стратегия защиты.

Но у импортозамещения есть и препятствия. Основные барьеры — высокая стоимость отечественных решений и сложности с подбором железа, которое могло бы соперничать по эффективности с зарубежными аналогами. Почти половина организаций (46%) привлекают интеграторов для внедрения и обслуживания NGFW.

Интересно, что производительность российских NGFW устраивает подавляющее большинство — 89% пользователей. Однако 49% компаний считают, что решениям не хватает доработок. Запросы касаются в основном базовых вещей: повышения производительности, удобства управления, надежности и расширения функциональности.

Среди дополнительных пожеланий упоминаются улучшение документации, регулярные обновления сигнатур атак, стабильные VPN-клиенты под разные ОС, более развитые средства централизованного управления, функции Zero Trust и улучшение механизмов GeoIP.

Большинство организаций (78%) используют NGFW для защиты периметра, но некоторые комбинируют этот подход с защитой критичных сегментов и отдельных ИС (11%). Среди ключевых функций респонденты выделили удаленный VPN-доступ, поддержку site-to-site VPN, использование ГОСТ-алгоритмов, а также наличие виртуальных контекстов.

 

В целом исследование показывает: интерес к отечественным NGFW растет, компании активно планируют импортозамещение, но ожидают от российских решений большего удобства, стабильности и функциональной зрелости.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru