Хакеры проникли в систему RuTube еще в марте, за два месяца до атаки

Хакеры проникли в систему RuTube еще в марте, за два месяца до атаки

Хакеры проникли в систему RuTube еще в марте, за два месяца до атаки

Служба безопасности Rutube не знала о взломе на протяжении двух месяцев. В систему проникли еще в марте, организовав целевую атаку. Взломщики изучали инфраструктуру хостинга, а сервис “положили” ко Дню Победы.

За атакой на RuTube стоят не инсайдеры, а внешние хакеры. Подробности нашумевшей истории рассказал на ПМЭФ глава Positive Technologies Денис Баранов. Компания помогала расследовать и устранять последствия.

“Это была именно таргетированная хакерская атака, нацеленная на нанесение максимального и долговременного урона сервису”, — объясняет Баранов. — Однако они умудрились засветиться на антивирусах, использовали инструментарий, который характерен для базового пентестера”.

В систему проникли в начале весны. Всё это время, вплоть до 9 мая, хакеры не проявляли себя, изучая внутреннее функционирование сервиса. “Выключить телевизоры” решили именно в День Победы.

“К этому моменту хакеры изучили инфраструктуру и четко выделили виртуальные машины, задействованные в обеспечении работы сервиса, и удаляли именно их”, — рассказывает Баранов.

Этот факт “Ведомостям” подтвердили и в самом RuTube:

“Точную дату назвать не можем, но следы вредоносной активности обнаружены сильно “до” событий 9 мая”, — сообщил представитель видеохостинга. Об этом же говорят и в “Лаборатории Касперского”. 

В Positive Technologies считают, что последствия атаки могли быть масштабнее, но этому помешали сами сотрудники RuTube:

“Очень хорошо сработала IT-служба: как только они заметили воздействие на ряд элементов инфраструктуры, сразу же стали их отключать и изолировать, стараясь опередить хакеров, удалявших виртуальные машины”, — добавил гендиректор Positive Technologies. 

Доступ к системе Rutube хакеры получили, взломав учетные записи сотрудников. Есть еще вероятность, что Rutube взломали одни люди, атаку же проводили уже другие. Такой версии придерживается техдиректор АО “Синклит” Лука Сафонов. Он полагает, что первоначальный доступ был продан другим лицам, которые уже и “включились” 9 мая.

Если принять за факт, что мониторинга ИБ у Rutube не было, как они сами пишут в утекшей переписке, из-за «якобы неполноты сервиса от Group-IB», то они могли и не заметить присутствия злоумышленников, добавляет независимый эксперт по информационной безопасности Алексей Лукацкий. По контракту ИБ Rutube занималась “дочка” Group-IB компания “Траст”. 

Напомним, российский видеохостинг Rutube подвергся атаке 9 мая и “пролежал” три дня. Чинить Rutube привлекли крупнейшие компании по кибербезопасности, которые занимались расследованием инцидента и устранением последствий. Среди них были Positive Technologies и “Лаборатория Касперского”.

ФБР не смогло взломать iPhone журналистки из-за Lockdown Mode

ФБР столкнулось с неожиданным препятствием при расследовании утечки конфиденциальных данных: Lockdown Mode на iPhone журналистки Washington Post фактически заблокировал доступ к содержимому устройства. Поводом для изъятия девайса стало расследование в отношении подрядчика Пентагона, которого подозревают в незаконной передаче внутренних материалов журналистам.

Как следует из материалов суда (PDF), агенты изъяли технику у репортёра Ханны Натансен 14 января во время обыска в её доме в Вирджинии. Среди изъятого — служебный iPhone 13, рабочий и личный MacBook Pro, внешний диск, диктофон и умные часы Garmin.

Однако с iPhone у следователей ничего не вышло. Устройство было включено и стояло на зарядке, но на экране отображался Lockdown Mode — специальная функция Apple для защиты от целевых атак. По данным ФБР, специалисты Computer Analysis Response Team не смогли извлечь данные с телефона. В итоге агентство ограничилось анализом сим-карты, который дал лишь номер телефона.

Lockdown Mode появился в экосистеме Apple в 2022 году и предназначен для журналистов, правозащитников, политиков. Он резко ограничивает работу вложений, браузерных функций, FaceTime, обмена фото и других механизмов, которые могут использоваться для атак.

С ноутбуками ситуация оказалась другой. ФБР получило доступ к рабочему MacBook Pro, когда Натансен по требованию агентов приложила палец к сканеру отпечатков. Власти утверждают, что ордер позволял использовать биометрию. При этом личный MacBook остался недоступен — он был выключен и защищён паролем.

Следователи особенно интересуются перепиской Натансен в Signal. По их словам, часть сообщений удалось увидеть на рабочем ноутбуке, а также на устройстве самого обвиняемого подрядчика. Некоторые чаты были настроены на автоудаление, поэтому агенты ограничились фотографированием экрана и аудиозаписью.

Washington Post и сама журналистка требуют вернуть изъятые устройства, считая обыск нарушением прав. Минюст, в свою очередь, настаивает, что речь идёт о законном изъятии доказательств и что альтернативы вроде точечного запроса данных слишком рискованны.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru