В приложениях на основе OpenVPN выявлены опасные RCE-уязвимости

В приложениях на основе OpenVPN выявлены опасные RCE-уязвимости

В приложениях на основе OpenVPN выявлены опасные RCE-уязвимости

В VPN-клиентах, широко используемых в промышленности, обнаружены уязвимости, позволяющие удаленно выполнить произвольный код с высокими привилегиями. По данным Claroty, искомый эффект можно получить, заманив пользователя на вредоносный сайт.

Проблема актуальна для продуктов HMS Industrial Networks, MB connect line, PerFact и Siemens, полагающихся на технологию OpenVPN. Вендоры уже оповещены и приняли меры для исправления ситуации.

Как оказалось, приложения этих производителей используются как оболочка сервиса OpenVPN,. Клиент-серверная архитектура при этом обычно включает три элемента: фронтенд (простое GUI-приложение, задающее настройки VPN), бэкенд-сервис, получающий команды от пользователя (работает с привилегиями SYSTEM), и OpenVPN-демон, отвечающий за все аспекты VPN-соединения.

 

Управление бэкендом, как положено, осуществляется по выделенному каналу с использованием интерфейса сокетов, однако почти все протестированные продукты при этом передают данные в открытом виде и без каких-либо проверок на аутентичность. Это значит, что при наличии доступа к TCP-порту, на котором слушает бэкенд, кто угодно может загрузить на сервер новый файл конфигурации OpenVPN с командами, которые будут исправно выполнены.

Для этого достаточно вынудить пользователя кликнуть по ссылке на вредоносный сайт с JavaScript-кодом, способным локально отправить слепой запрос HTTP POST. По словам экспертов, это классический случай SSRF-атаки (подменой запросов на стороне сервера), и злоумышленнику даже не придется поднимать собственный сервер OpenVPN.

Исполнение стороннего кода возможно только в тех случаях, когда автор атаки находится в том же домене сети, что и жертва, или на ее компьютере открыт удаленный доступ по SMB.

Наличие уязвимости подтверждено для четырех популярных продуктов:

  • eCatcher производства HMS Industrial (CVE-2020-14498);
  • OpenVPN-Client от PerFact (CVE-2021-27406);
  • клиент SINEMA Remote Connect компании Siemens (CVE-2021-31338);
  • mbConnect Dialup от MB connect line (CVE-2021-33526 и CVE-2021-33527).

В первом случае проблема оценена как критическая (9,6 балла по CVSS), в остальных — как высокой степени опасности. Производители уже внесли исправления в свои коды и опубликовали рекомендации по смягчению угрозы.

Треть российских врачей дают пациентам личные контакты

Как показал опрос сервиса «Актион медицина», треть российских врачей готовы делиться с пациентами личными контактами, и ровно столько же — категорически против. Руководители клиник относятся к такой практике с осторожностью, при этом прямого запрета со стороны Минздрава нет.

Выдержки из исследования «Актион медицина», посвящённого взаимодействию врачей с пациентами и коллегами в нерабочее время, опубликовал «Коммерсантъ». В опросе приняли участие более 1200 врачей.

Согласно результатам исследования, 32,7% врачей предоставляют пациентам личный номер телефона или контакт в мессенджере. Ещё 6,5% делают это время от времени. При этом 38,5% медиков не готовы делиться личными контактами, а 14,25% используют для общения с пациентами отдельный номер. Почти половина врачей вовсе не общается с пациентами через социальные сети и мессенджеры.

Ведущий эксперт «Актион медицина» Наталья Журавлева в комментарии для «Коммерсанта» назвала одной из ключевых проблем такого формата общения вопрос сохранности данных. Она также обратила внимание на двойственные ожидания пациентов: с одной стороны, они опасаются утечек персональной информации, а с другой — без раздумий пересылают по незащищённым каналам медицинские выписки, результаты анализов и консультаций.

По словам эксперта, законность подобного взаимодействия как минимум вызывает вопросы. «Любое дистанционное общение с пациентами по поводу их заболеваний и коррекции лечения с точки зрения закона приравнивается к телемедицинской консультации. А проводить её врач “не на работе” не имеет права, как и ставить диагноз», — пояснила она.

Владельцы и руководители клиник, в свою очередь, предпочитают действовать осторожно. Совладелец сети «Клиники доктора Омарова» Зарема Омарова отмечает, что, несмотря на отсутствие прямого запрета на общение врачей с пациентами по телефону или в мессенджерах, сохраняется риск компрометации данных и неверного понимания пациентом рекомендаций специалиста.

Руководитель сети Grand Clinic Ольга Шуппо рассказала, что в клинике действует запрет на консультации по телефону и в мессенджерах. Однако предусмотрены исключения — например, при прохождении пациентом сложного лечения, необходимости особой маршрутизации внутри клиники или накануне длительных выходных и праздничных дней.

Главный врач клиники Estetus Севак Барсегян также указал на необходимость защищать медицинских работников от стресса и профессионального выгорания, риски которых существенно возрастают при общении с пациентами в нерабочее время.

Управляющий партнёр клиники ранней реабилитации «Три сестры» Анна Симакова считает, что оптимальным решением является создание удобной и защищённой среды для общения врачей и пациентов. В клинике для этого используются специальные служебные номера, а персонал проходит обучение по выстраиванию корректной коммуникации с пациентами.

Начальник управления стратегического развития здравоохранения ЦНИИОИЗ Минздрава России Денис Тюфилин в комментарии для «Коммерсанта» отметил, что врачи не обязаны общаться с пациентами во внерабочее время даже по срочным вопросам — это остаётся личным выбором специалиста. При этом ключевым фактором он назвал обеспечение сохранности персональных данных.

Юрист по медицинскому праву, основатель консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко подчеркнул, что использование личных устройств повышает риски утечек медицинских данных. Впрочем, по его словам, такие риски сохраняются даже при работе на служебных устройствах в рабочее время.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru