Group-IB зафиксировала атаки хакеров RedCurl на российский ритейл

Group-IB зафиксировала атаки хакеров RedCurl на российский ритейл

Group-IB зафиксировала атаки хакеров RedCurl на российский ритейл

После долгого перерыва русскоязычная хакерская группировка RedCurl вновь заявила о себе. В этом году наблюдатели из Group-IB отнесли на счет этой ОПГ четыре атаки, в том числе две на ритейлера, входящего в ТОП-20 крупнейших интернет-магазинов России.

Хакеры RedCurl, по данным GIB, действуют в интернете с 2018 года, занимаясь коммерческим шпионажем и кражей корпоративной документации у компаний разного профиля. На счету группировки уже 30 атак, проведенных в разных странах.

 

Разбор новых атак RedCurl показал, что за полгода молчания хакеры усовершенствовали свой инструментарий и слегка изменили тактику. Эта ОПГ, по словам экспертов, отличается от прочих тем, что не использует классические инструменты постэксплуатации (CobaltStrike, Meterpreter) и расхожие средства удаленного контроля.

«Атакующие показывают глубокие навыки проведения тестов на проникновение, а также разработки вредоносного ПО, способного обходить классические антивирусные средства защиты, — комментирует Иван Писарев, руководитель отдела динамического анализа вредоносного кода в Group-IB. — А значит, все большее количество компаний будут попадать в список жертв группы, проводящей таргетированные атаки с целью кражи внутренних документов компаний».

Перед атакой RedCurl тщательно изучает намеченную жертву, а затем рассылает вредоносные письма на адреса сотрудников компании от имени HR-отдела. В этом году злоумышленники пошли еще дальше: одна из рассылок для российского ритейлера использовала имя известного госучреждения; в качестве темы было указано «возбуждение исполнительного производства».

После успешного заражения хакеры начинают собирать доступную информацию — системные данные, IP-адрес, списки паролей, сетевых и логических дисков. Примечательно, что перед сохранением находок в файл на внешнем сервере все время корректируется с учетом часового пояса города Минск (UTC+3).

Группировку RedCurl отличает также отказ от популярных способов монетизации доступа к чужим сетям. Она не шифрует файлы, не выводит деньги со счетов, не требует выкуп за украденные данные. Эксперты полагают, что эти хакеры получают вознаграждение из других источников — скорее всего, работают по заказу.

Проникнув в сеть, взломщики стараются вести себя как можно незаметнее, поэтому пребывают там от двух месяцев до полугода. Их прежде всего интересуют деловые письма, личные дела сотрудников, документация по различным юридическим лицам, судебным делам и другая внутренняя информация.

 

Полнотекстовая версия отчета о новых атаках RedCurl доступна на сайте GIB (требуется регистрация).

Треть российских врачей дают пациентам личные контакты

Как показал опрос сервиса «Актион медицина», треть российских врачей готовы делиться с пациентами личными контактами, и ровно столько же — категорически против. Руководители клиник относятся к такой практике с осторожностью, при этом прямого запрета со стороны Минздрава нет.

Выдержки из исследования «Актион медицина», посвящённого взаимодействию врачей с пациентами и коллегами в нерабочее время, опубликовал «Коммерсантъ». В опросе приняли участие более 1200 врачей.

Согласно результатам исследования, 32,7% врачей предоставляют пациентам личный номер телефона или контакт в мессенджере. Ещё 6,5% делают это время от времени. При этом 38,5% медиков не готовы делиться личными контактами, а 14,25% используют для общения с пациентами отдельный номер. Почти половина врачей вовсе не общается с пациентами через социальные сети и мессенджеры.

Ведущий эксперт «Актион медицина» Наталья Журавлева в комментарии для «Коммерсанта» назвала одной из ключевых проблем такого формата общения вопрос сохранности данных. Она также обратила внимание на двойственные ожидания пациентов: с одной стороны, они опасаются утечек персональной информации, а с другой — без раздумий пересылают по незащищённым каналам медицинские выписки, результаты анализов и консультаций.

По словам эксперта, законность подобного взаимодействия как минимум вызывает вопросы. «Любое дистанционное общение с пациентами по поводу их заболеваний и коррекции лечения с точки зрения закона приравнивается к телемедицинской консультации. А проводить её врач “не на работе” не имеет права, как и ставить диагноз», — пояснила она.

Владельцы и руководители клиник, в свою очередь, предпочитают действовать осторожно. Совладелец сети «Клиники доктора Омарова» Зарема Омарова отмечает, что, несмотря на отсутствие прямого запрета на общение врачей с пациентами по телефону или в мессенджерах, сохраняется риск компрометации данных и неверного понимания пациентом рекомендаций специалиста.

Руководитель сети Grand Clinic Ольга Шуппо рассказала, что в клинике действует запрет на консультации по телефону и в мессенджерах. Однако предусмотрены исключения — например, при прохождении пациентом сложного лечения, необходимости особой маршрутизации внутри клиники или накануне длительных выходных и праздничных дней.

Главный врач клиники Estetus Севак Барсегян также указал на необходимость защищать медицинских работников от стресса и профессионального выгорания, риски которых существенно возрастают при общении с пациентами в нерабочее время.

Управляющий партнёр клиники ранней реабилитации «Три сестры» Анна Симакова считает, что оптимальным решением является создание удобной и защищённой среды для общения врачей и пациентов. В клинике для этого используются специальные служебные номера, а персонал проходит обучение по выстраиванию корректной коммуникации с пациентами.

Начальник управления стратегического развития здравоохранения ЦНИИОИЗ Минздрава России Денис Тюфилин в комментарии для «Коммерсанта» отметил, что врачи не обязаны общаться с пациентами во внерабочее время даже по срочным вопросам — это остаётся личным выбором специалиста. При этом ключевым фактором он назвал обеспечение сохранности персональных данных.

Юрист по медицинскому праву, основатель консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко подчеркнул, что использование личных устройств повышает риски утечек медицинских данных. Впрочем, по его словам, такие риски сохраняются даже при работе на служебных устройствах в рабочее время.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru