Group-IB зафиксировала атаки хакеров RedCurl на российский ритейл

Group-IB зафиксировала атаки хакеров RedCurl на российский ритейл

Group-IB зафиксировала атаки хакеров RedCurl на российский ритейл

После долгого перерыва русскоязычная хакерская группировка RedCurl вновь заявила о себе. В этом году наблюдатели из Group-IB отнесли на счет этой ОПГ четыре атаки, в том числе две на ритейлера, входящего в ТОП-20 крупнейших интернет-магазинов России.

Хакеры RedCurl, по данным GIB, действуют в интернете с 2018 года, занимаясь коммерческим шпионажем и кражей корпоративной документации у компаний разного профиля. На счету группировки уже 30 атак, проведенных в разных странах.

 

Разбор новых атак RedCurl показал, что за полгода молчания хакеры усовершенствовали свой инструментарий и слегка изменили тактику. Эта ОПГ, по словам экспертов, отличается от прочих тем, что не использует классические инструменты постэксплуатации (CobaltStrike, Meterpreter) и расхожие средства удаленного контроля.

«Атакующие показывают глубокие навыки проведения тестов на проникновение, а также разработки вредоносного ПО, способного обходить классические антивирусные средства защиты, — комментирует Иван Писарев, руководитель отдела динамического анализа вредоносного кода в Group-IB. — А значит, все большее количество компаний будут попадать в список жертв группы, проводящей таргетированные атаки с целью кражи внутренних документов компаний».

Перед атакой RedCurl тщательно изучает намеченную жертву, а затем рассылает вредоносные письма на адреса сотрудников компании от имени HR-отдела. В этом году злоумышленники пошли еще дальше: одна из рассылок для российского ритейлера использовала имя известного госучреждения; в качестве темы было указано «возбуждение исполнительного производства».

После успешного заражения хакеры начинают собирать доступную информацию — системные данные, IP-адрес, списки паролей, сетевых и логических дисков. Примечательно, что перед сохранением находок в файл на внешнем сервере все время корректируется с учетом часового пояса города Минск (UTC+3).

Группировку RedCurl отличает также отказ от популярных способов монетизации доступа к чужим сетям. Она не шифрует файлы, не выводит деньги со счетов, не требует выкуп за украденные данные. Эксперты полагают, что эти хакеры получают вознаграждение из других источников — скорее всего, работают по заказу.

Проникнув в сеть, взломщики стараются вести себя как можно незаметнее, поэтому пребывают там от двух месяцев до полугода. Их прежде всего интересуют деловые письма, личные дела сотрудников, документация по различным юридическим лицам, судебным делам и другая внутренняя информация.

 

Полнотекстовая версия отчета о новых атаках RedCurl доступна на сайте GIB (требуется регистрация).

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

62% российских корпораций продолжают использовать зарубежные NGFW

К2 Кибербезопасность (входит в K2Тех) представила результаты исследования о том, как крупные российские компании используют отечественные межсетевые экраны нового поколения (NGFW). В опросе участвовали ИТ- и ИБ-руководители из 113 корпораций — от нефтегаза и финсектора до ретейла, машиностроения и ТЭК.

Экспертами исследования выступили ведущие российские разработчики NGFW: UserGate, «Лаборатория Касперского», Positive Technologies, Ideco и Infotecs.

Картина получилась показательной:

  • 88% компаний активно применяют NGFW.
  • Для 75% внедрение — это усиление киберзащиты, а не просто выполнение требований регуляторов.

При этом иностранные решения по-прежнему занимают значимую долю: 62% корпораций продолжают использовать зарубежные NGFW — полностью (22%) или в гибридной модели вместе с отечественными (40%). Полностью перешли на российские продукты лишь 38% участников.

 

По словам руководителя направления сетевой безопасности К2 Кибербезопасность Александра Шилова, рынок NGFW в России развивается быстро, а более половины компаний (56%) планируют перейти на отечественные решения в течение пяти лет.

Мотиваторы вполне понятные: окончание лицензий на зарубежное ПО, сложности с обновлениями и отсутствие техподдержки. В условиях роста киберугроз компаниим нужна не разовая установка продукта, а долгосрочная стратегия защиты.

Но у импортозамещения есть и препятствия. Основные барьеры — высокая стоимость отечественных решений и сложности с подбором железа, которое могло бы соперничать по эффективности с зарубежными аналогами. Почти половина организаций (46%) привлекают интеграторов для внедрения и обслуживания NGFW.

Интересно, что производительность российских NGFW устраивает подавляющее большинство — 89% пользователей. Однако 49% компаний считают, что решениям не хватает доработок. Запросы касаются в основном базовых вещей: повышения производительности, удобства управления, надежности и расширения функциональности.

Среди дополнительных пожеланий упоминаются улучшение документации, регулярные обновления сигнатур атак, стабильные VPN-клиенты под разные ОС, более развитые средства централизованного управления, функции Zero Trust и улучшение механизмов GeoIP.

Большинство организаций (78%) используют NGFW для защиты периметра, но некоторые комбинируют этот подход с защитой критичных сегментов и отдельных ИС (11%). Среди ключевых функций респонденты выделили удаленный VPN-доступ, поддержку site-to-site VPN, использование ГОСТ-алгоритмов, а также наличие виртуальных контекстов.

 

В целом исследование показывает: интерес к отечественным NGFW растет, компании активно планируют импортозамещение, но ожидают от российских решений большего удобства, стабильности и функциональной зрелости.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru