Мэрия: анализ веб-активности москвичей не нарушит тайну личной жизни

Мэрия: анализ веб-активности москвичей не нарушит тайну личной жизни

Мэрия: анализ веб-активности москвичей не нарушит тайну личной жизни

Московская мэрия развеяла опасения, которые породило открытие тендера на развитие системы мониторинга и анализа интернет-активности пользователей (ИС СТАТС). По словам представителя столичных властей, новый проект нацелен на повышение качества городских услуг и предполагает обработку обезличенных данных.

Конкурс на доработку ИС СТАТС был объявлен несколько дней назад. Изначально система была предназначена для сбора и анализа данных о пользователях Mos.ru с целью оптимизации этого портала. В настоящее время ИС СТАТС умеет идентифицировать подключенные к интернету устройства по их цифровым отпечаткам, а также систематизировать собранную информацию, группируя посетителей сайта мэрии по полу, возрасту, уровню дохода или родственным связям.

Новый контракт стоимостью 280 млн руб. предполагает создание новых инструментов, способных расширить сферу применения и возможности ИС СТАТС. Московские власти хотят получать статистику активности горожан в разделении по районам и значимым объектам. Профилирование пользователей городских услуг станет более глубоким: система будет дополнительно собирать такие данные, как цель обращения, показатели лояльности, задолженности и штрафы, использование проездных документов или социальных карт и т. п.

Вся эта информация будет сопоставляться с данными об оплате услуг, подключении к WiFi-точкам в городском транспорте, нарушениях ПДД, правил парковки и ограничений доступа к объектам, а также с результатами соцопросов и общественных мероприятий.

Планируемое расширение объема данных об активности москвичей вызвало опасения, что итоговые изменения в ИС СТАТС приведут к массовой слежке. В комментарии для прессы глава столичного департамента информационных технологий Эдуард Лысенко опроверг такие предположения, подчеркнув, что система собирает и обрабатывает информацию в обезличенном виде.

«Анализ интернет-активности необходим для персонального предоставления актуального контента конкретному пользователю, — пояснил представитель мэрии. — При этом профиль и персональные рекомендации формируются не для конкретного человека, а для устройства. Система работает без привязки к персональным данным пользователя и не посягает на тайну его личной жизни».

Треть российских врачей дают пациентам личные контакты

Как показал опрос сервиса «Актион медицина», треть российских врачей готовы делиться с пациентами личными контактами, и ровно столько же — категорически против. Руководители клиник относятся к такой практике с осторожностью, при этом прямого запрета со стороны Минздрава нет.

Выдержки из исследования «Актион медицина», посвящённого взаимодействию врачей с пациентами и коллегами в нерабочее время, опубликовал «Коммерсантъ». В опросе приняли участие более 1200 врачей.

Согласно результатам исследования, 32,7% врачей предоставляют пациентам личный номер телефона или контакт в мессенджере. Ещё 6,5% делают это время от времени. При этом 38,5% медиков не готовы делиться личными контактами, а 14,25% используют для общения с пациентами отдельный номер. Почти половина врачей вовсе не общается с пациентами через социальные сети и мессенджеры.

Ведущий эксперт «Актион медицина» Наталья Журавлева в комментарии для «Коммерсанта» назвала одной из ключевых проблем такого формата общения вопрос сохранности данных. Она также обратила внимание на двойственные ожидания пациентов: с одной стороны, они опасаются утечек персональной информации, а с другой — без раздумий пересылают по незащищённым каналам медицинские выписки, результаты анализов и консультаций.

По словам эксперта, законность подобного взаимодействия как минимум вызывает вопросы. «Любое дистанционное общение с пациентами по поводу их заболеваний и коррекции лечения с точки зрения закона приравнивается к телемедицинской консультации. А проводить её врач “не на работе” не имеет права, как и ставить диагноз», — пояснила она.

Владельцы и руководители клиник, в свою очередь, предпочитают действовать осторожно. Совладелец сети «Клиники доктора Омарова» Зарема Омарова отмечает, что, несмотря на отсутствие прямого запрета на общение врачей с пациентами по телефону или в мессенджерах, сохраняется риск компрометации данных и неверного понимания пациентом рекомендаций специалиста.

Руководитель сети Grand Clinic Ольга Шуппо рассказала, что в клинике действует запрет на консультации по телефону и в мессенджерах. Однако предусмотрены исключения — например, при прохождении пациентом сложного лечения, необходимости особой маршрутизации внутри клиники или накануне длительных выходных и праздничных дней.

Главный врач клиники Estetus Севак Барсегян также указал на необходимость защищать медицинских работников от стресса и профессионального выгорания, риски которых существенно возрастают при общении с пациентами в нерабочее время.

Управляющий партнёр клиники ранней реабилитации «Три сестры» Анна Симакова считает, что оптимальным решением является создание удобной и защищённой среды для общения врачей и пациентов. В клинике для этого используются специальные служебные номера, а персонал проходит обучение по выстраиванию корректной коммуникации с пациентами.

Начальник управления стратегического развития здравоохранения ЦНИИОИЗ Минздрава России Денис Тюфилин в комментарии для «Коммерсанта» отметил, что врачи не обязаны общаться с пациентами во внерабочее время даже по срочным вопросам — это остаётся личным выбором специалиста. При этом ключевым фактором он назвал обеспечение сохранности персональных данных.

Юрист по медицинскому праву, основатель консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко подчеркнул, что использование личных устройств повышает риски утечек медицинских данных. Впрочем, по его словам, такие риски сохраняются даже при работе на служебных устройствах в рабочее время.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru