В 67% случаев Android-вредоносы распространяются через Google Play Store

В 67% случаев Android-вредоносы распространяются через Google Play Store

Масштабное исследование показало, что в 67% случаев потенциально опасные и вредоносные приложения попадают на Android-устройства посредством загрузки из Google Play Store. Эти результаты опровергают бытующее мнение о сторонних интернет-магазинах как главных рассадниках нежелательных программ для смартфонов.

Исследование проводилось как совместный проект компании NortonLifeLock (ранее Symantec) и одного из мадридских вузов, работающего в рамках национальной программы развития передовых технологий IMDEA. В контрольную выборку вошли 7,9 млн уникальных приложений (34 млн APK), установленных на 12 млн Android-смартфонов. За основу были взяты данные телеметрии, полученные за четыре месяца, с июня по сентябрь 2019 года.

Анализ показал (PDF), что сомнительные программы присутствуют почти на четверти мобильных устройств. Две пятых таких APK на поверку оказались вредоносными, остальные эксперты оценили как потенциально нежелательные (PUP, potentially unwanted programs).

Основные усилия исследователи сосредоточили на выявлении источников подобных загрузок. Как выяснилось, Android-приложения обычно попадают на смартфон одним из следующих способов:

  • загрузкой из официального интернет-магазина Google
  • загрузкой из аналогичных сторонних площадок
  • загрузкой через браузер
  • в результате раздачи по коммерческой схеме PPI (pay-per-install, с платой за каждую установку)
  • восстановлением из резервных копий
  • загрузкой по ссылке в IM-сообщении
  • загрузкой из магазинов тем для оформления смартфонов
  • загрузкой с внешнего носителя или через локальный менеджер файлов
  • загрузкой из папки общего пользования
  • в комплекте с предустановленным ПО (так называемое bloatware)
  • загрузкой через корпоративную службу управления мобильными устройствами (MDM)
  • путем использования программы-инсталлятора

Большинство установок APK (87%) пришлось на долю Google Play Store. К удивлению исследователей, этот же магазин возглавил список источников нежелательных загрузок. Показатель Play Store — 67% — оказался намного выше результата альтернативных магазинов (10%), занявших второе место.

Примечательно, что одним из значимых векторов дистрибуции APK в настоящее время является bloatware. Загрузки из Сети редки, но они намного опаснее — даже в сравнении с неофициальными магазинами. Автоматизация резервирования и восстановления тоже сопряжена с определенным риском: нежелательные программы в этом случае могут перекочевать на новый смартфон.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

ФСБ России может получить доступ к IP-адресам и учеткам путешественников

Минтранс России подготовил проект приказа, согласно которому перевозчики с 1 сентября должны будут передавать в отраслевую ГИС дополнительные данные клиентов, в том числе имейл, номер телефона, IP-адрес, пароль к аккаунту, информацию о платежах.

Перечень сведений о пассажирах, подлежащих передаче в единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ) был утвержден еще в 2009 году. Оператором сводной базы является ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», доступ к ней имеют, в частности, Ространснадзор, МВД и ФСБ.

Согласно действующим нормам, перевозчики обязаны направлять в ГИС паспортные данные пассажиров, даты и маршруты поездок. Новый приказ по отрасли обяжет их предоставлять также следующую информацию:

  • сведения, которые пассажир указывает при бронировании и покупке билета (Passenger Name Records, PNR), в том числе имейл и телефон;
  • логин и пароль пользователя сайта или приложения;
  • IP-адрес заказчика и номер порта;
  • номер платежной карты (последние четыре цифры), название банка, стоимость билета, класс обслуживания.

Все эти данные должны передаваться в ГИС в течение 15 минут после завершения операции — трудновыполнимая задача с учетом того, что перевозчики используют разные системы бронирования (к примеру, воздушный транспорт сейчас пользуется Leonardo и «ТАИС»). Срок хранения данных в ЕГИС ОТБ — семь лет.

Новый порядок централизованного сбора ПДн должен заработать с 1 сентября и будет действовать на воздушном, водном, железнодорожном транспорте, а также на автотранспорте (международные и междугородные рейсы, кроме Москва / Подмосковье и Питер / Ленобласть).

Кстати, доступ к данным пассажиров такси у ФСБ уже есть, соответствующий закон вступил в силу 1 сентября прошлого года.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Telegram, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru