В 67% случаев Android-вредоносы распространяются через Google Play Store

В 67% случаев Android-вредоносы распространяются через Google Play Store

В 67% случаев Android-вредоносы распространяются через Google Play Store

Масштабное исследование показало, что в 67% случаев потенциально опасные и вредоносные приложения попадают на Android-устройства посредством загрузки из Google Play Store. Эти результаты опровергают бытующее мнение о сторонних интернет-магазинах как главных рассадниках нежелательных программ для смартфонов.

Исследование проводилось как совместный проект компании NortonLifeLock (ранее Symantec) и одного из мадридских вузов, работающего в рамках национальной программы развития передовых технологий IMDEA. В контрольную выборку вошли 7,9 млн уникальных приложений (34 млн APK), установленных на 12 млн Android-смартфонов. За основу были взяты данные телеметрии, полученные за четыре месяца, с июня по сентябрь 2019 года.

Анализ показал (PDF), что сомнительные программы присутствуют почти на четверти мобильных устройств. Две пятых таких APK на поверку оказались вредоносными, остальные эксперты оценили как потенциально нежелательные (PUP, potentially unwanted programs).

Основные усилия исследователи сосредоточили на выявлении источников подобных загрузок. Как выяснилось, Android-приложения обычно попадают на смартфон одним из следующих способов:

  • загрузкой из официального интернет-магазина Google
  • загрузкой из аналогичных сторонних площадок
  • загрузкой через браузер
  • в результате раздачи по коммерческой схеме PPI (pay-per-install, с платой за каждую установку)
  • восстановлением из резервных копий
  • загрузкой по ссылке в IM-сообщении
  • загрузкой из магазинов тем для оформления смартфонов
  • загрузкой с внешнего носителя или через локальный менеджер файлов
  • загрузкой из папки общего пользования
  • в комплекте с предустановленным ПО (так называемое bloatware)
  • загрузкой через корпоративную службу управления мобильными устройствами (MDM)
  • путем использования программы-инсталлятора

Большинство установок APK (87%) пришлось на долю Google Play Store. К удивлению исследователей, этот же магазин возглавил список источников нежелательных загрузок. Показатель Play Store — 67% — оказался намного выше результата альтернативных магазинов (10%), занявших второе место.

Примечательно, что одним из значимых векторов дистрибуции APK в настоящее время является bloatware. Загрузки из Сети редки, но они намного опаснее — даже в сравнении с неофициальными магазинами. Автоматизация резервирования и восстановления тоже сопряжена с определенным риском: нежелательные программы в этом случае могут перекочевать на новый смартфон.

В России впервые оштрафовали за оскорбление в личном голосовом сообщении

Один из районных судов Москвы оштрафовал жительницу столицы за оскорбление, высказанное в голосовом сообщении. Это стало первым зафиксированным случаем, когда наказание было вынесено за распространение оскорблений в личной переписке, а не в публичном чате. Суд квалифицировал действия ответчицы по статье 5.61 КоАП РФ «Оскорбление» и назначил штраф в размере 3 тыс. рублей.

О решении суда по делу об оскорблении в голосовом сообщении, отправленном через мессенджер, 12 января сообщило РИА Новости. Поводом для разбирательства стало обращение потерпевшей в прокуратуру. В числе доказательств к жалобе был приложен, в частности, «акт прослушивания аудиозаписи».

Ранее аналогичные решения уже выносились, однако они касались голосовых сообщений с оскорблениями, размещённых в публичных чатах. Так, житель Марий Эл был оштрафован на 5 тыс. рублей за оскорбление матери одноклассника своего сына в классном чате. При этом, как обратили внимание «Известия», суд квалифицировал высказывание как публичное оскорбление и назначил более строгое наказание.

В то же время в судебной практике встречались и случаи успешного обжалования подобных решений. Так, Советский районный суд Красноярска отменил постановление мирового судьи по делу об оскорблении в дачном чате. Основанием стало отсутствие лингвистической экспертизы: мировой судья исходил исключительно из «восприятия потерпевшего».

«При проведении экспертизы для лингвиста нет разницы между устной и письменной речью в рамках таких дел. Фразы и смайлы всегда анализируются в контексте: учитывается ситуация общения, участники, их социальный статус и роли. Например, при оскорблении представителя власти, полицейского или судьи может сразу наступать уголовная ответственность», — отметила старший эксперт-психолог и лингвист Центра специальных исследований и экспертиз Полина Курданова. По её словам, экспертизы назначаются судом практически всегда, если возникают сомнения в квалификации высказываний.

Управляющий партнёр AVG Legal Алексей Гавришев в комментарии для «Известий» отметил, что в самом решении суда нет принципиальной новизны. «Новизна здесь скорее в общественном восприятии, чем в праве. Оскорбление в мессенджере давно квалифицируется так же, как и в офлайне: это всё то же унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Просто канал коммуникации стал цифровым, а судебная практика по таким делам существует уже не первый год», — подчеркнул он.

По мнению Гавришева, подобная практика будет только расширяться, поскольку люди всё чаще «переносят конфликты в цифровую среду, а суды вынуждены идти за ними». В целом, как отмечают опрошенные «Известиями» эксперты, оскорбления в онлайне встречаются даже чаще, чем в офлайне. Это подтверждают и данные исследования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ за 2023 год: с различными формами онлайн-агрессии сталкивались 29% пользователей социальных сетей.

Основатель юридического бутика ContractCreation by Kostromin Евгений Костромин назвал это дело показательным прежде всего из-за используемого доказательства — акта прослушивания голосового сообщения. При этом он напомнил, что на специфику рассмотрения дел об оскорблениях в онлайн-пространстве Президиум Верховного суда обращал внимание ещё в 2021 году.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru