Уязвимость в ПО Citrix позволяет проникнуть в сети 80 тыс. компаний

Уязвимость в ПО Citrix позволяет проникнуть в сети 80 тыс. компаний

Уязвимость в ПО Citrix позволяет проникнуть в сети 80 тыс. компаний

Эксперт Positive Technologies Михаил Ключников обнаружил критическую уязвимость в Citrix Application Delivery Controller (NetScaler ADС) и Citrix Gateway (NetScaler Gateway). В случае ее эксплуатации злоумышленник получает прямой доступ в локальную сеть компании из интернета. Для проведения такой атаки не требуется доступ к каким-либо учетным записям, а значит, выполнить ее может любой внешний нарушитель.

В ходе мониторинга актуальных угроз (threat intelligence) эксперты Positive Technologies установили, что потенциально уязвимы не менее 80 000 компаний из 158 стран. В ТОП-5 по количеству таких организаций входят Соединенные Штаты Америки (абсолютный лидер — более 38% всех уязвимых организаций расположены на территории США), Германия, Великобритания, Нидерланды, Австралия. Россия находится на 26-м месте рейтинга по общему числу потенциально уязвимых компаний различных секторов бизнеса — всего более 300 организаций, в том числе входящих в список крупнейших компаний России по версии РБК. Казахстан и Беларусь находятся на 44-м и 45-м местах по числу уязвимых компаний соответственно.

Выявленной уязвимости присвоен идентификатор CVE-2019-19781, официально вендор пока не присвоил ей уровень опасности по шкале CVSS, однако, по экспертной оценке специалистов Positive Technologies, данная уязвимость соответствует наивысшему, 10-му уровню опасности. Ей подвержены все поддерживаемые версии продукта и все поддерживаемые платформы, в том числе Citrix ADC и Citrix Gateway версии 13.0, Citrix ADC и NetScaler Gateway версии 12.1, Citrix ADC и NetScaler Gateway версии 12.0, Citrix ADC и NetScaler Gateway версии 11.1, а также Citrix NetScaler ADC и NetScaler Gateway версии 10.5. В зависимости от конкретной конфигурации, приложения Citrix могут использоваться для подключения к рабочим компьютерам и критически важным бизнес-системам (в том числе таких классов, как ERP). Практически во всех случаях приложения Citrix доступны на периметре сети компании, а значит, подвержены атакам в первую очередь. Данная уязвимость позволяет внешнему неавторизованному злоумышленнику не только получить доступ к опубликованным приложениям, но и проводить атаки с сервера Citrix на другие ресурсы внутренней сети атакуемой компании. Компания Citrix выпустила комплекс мер, направленных на компенсацию данной уязвимости, а также настаивает на незамедлительном обновлении всех уязвимых версий ПО до рекомендуемых.

«Приложения Citrix широко применяются в корпоративных сетях, в том числе для организации терминального доступа сотрудников к внутренним приложениям компании с любого устройства через интернет. Учитывая высокий уровень риска выявленной уязвимости и распространенность ПО Citrix в бизнес-среде, мы рекомендуем службам ИБ принять незамедлительные меры по устранению угрозы, — отмечает Дмитрий Серебрянников, директор департамента анализа защищенности Positive Technologies. — Отдельно хотим отметить высокую оперативность работы вендора, который сформировал и опубликовал комплекс мер по снижению рисков буквально за две недели с момента выявления уязвимости. Наш опыт показывает, что этот период в ряде случаев может растягиваться до месяцев».

Треть российских врачей дают пациентам личные контакты

Как показал опрос сервиса «Актион медицина», треть российских врачей готовы делиться с пациентами личными контактами, и ровно столько же — категорически против. Руководители клиник относятся к такой практике с осторожностью, при этом прямого запрета со стороны Минздрава нет.

Выдержки из исследования «Актион медицина», посвящённого взаимодействию врачей с пациентами и коллегами в нерабочее время, опубликовал «Коммерсантъ». В опросе приняли участие более 1200 врачей.

Согласно результатам исследования, 32,7% врачей предоставляют пациентам личный номер телефона или контакт в мессенджере. Ещё 6,5% делают это время от времени. При этом 38,5% медиков не готовы делиться личными контактами, а 14,25% используют для общения с пациентами отдельный номер. Почти половина врачей вовсе не общается с пациентами через социальные сети и мессенджеры.

Ведущий эксперт «Актион медицина» Наталья Журавлева в комментарии для «Коммерсанта» назвала одной из ключевых проблем такого формата общения вопрос сохранности данных. Она также обратила внимание на двойственные ожидания пациентов: с одной стороны, они опасаются утечек персональной информации, а с другой — без раздумий пересылают по незащищённым каналам медицинские выписки, результаты анализов и консультаций.

По словам эксперта, законность подобного взаимодействия как минимум вызывает вопросы. «Любое дистанционное общение с пациентами по поводу их заболеваний и коррекции лечения с точки зрения закона приравнивается к телемедицинской консультации. А проводить её врач “не на работе” не имеет права, как и ставить диагноз», — пояснила она.

Владельцы и руководители клиник, в свою очередь, предпочитают действовать осторожно. Совладелец сети «Клиники доктора Омарова» Зарема Омарова отмечает, что, несмотря на отсутствие прямого запрета на общение врачей с пациентами по телефону или в мессенджерах, сохраняется риск компрометации данных и неверного понимания пациентом рекомендаций специалиста.

Руководитель сети Grand Clinic Ольга Шуппо рассказала, что в клинике действует запрет на консультации по телефону и в мессенджерах. Однако предусмотрены исключения — например, при прохождении пациентом сложного лечения, необходимости особой маршрутизации внутри клиники или накануне длительных выходных и праздничных дней.

Главный врач клиники Estetus Севак Барсегян также указал на необходимость защищать медицинских работников от стресса и профессионального выгорания, риски которых существенно возрастают при общении с пациентами в нерабочее время.

Управляющий партнёр клиники ранней реабилитации «Три сестры» Анна Симакова считает, что оптимальным решением является создание удобной и защищённой среды для общения врачей и пациентов. В клинике для этого используются специальные служебные номера, а персонал проходит обучение по выстраиванию корректной коммуникации с пациентами.

Начальник управления стратегического развития здравоохранения ЦНИИОИЗ Минздрава России Денис Тюфилин в комментарии для «Коммерсанта» отметил, что врачи не обязаны общаться с пациентами во внерабочее время даже по срочным вопросам — это остаётся личным выбором специалиста. При этом ключевым фактором он назвал обеспечение сохранности персональных данных.

Юрист по медицинскому праву, основатель консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко подчеркнул, что использование личных устройств повышает риски утечек медицинских данных. Впрочем, по его словам, такие риски сохраняются даже при работе на служебных устройствах в рабочее время.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru