В 2020-м нас ждут утечки биометрических данных и целевое вымогательство

В 2020-м нас ждут утечки биометрических данных и целевое вымогательство

В 2020-м нас ждут утечки биометрических данных и целевое вымогательство

Эксперты «Лаборатории Касперского» поделились своим видением развития сложных угроз и целевых атак (так называемых Advanced Persistent Threats – АРТ) в 2020 году. Прогнозы были сделаны на основе тех событий и инцидентов, которые специалисты наблюдали на протяжении последних месяцев. Выявленные тенденции предполагают, что угрозы станут более скрытными и целенаправленными, а распространение новейших технологий, таких как, например, машинное обучение и нейросети, выведут сложность кибератак на новый уровень.

В частности, по оценкам «Лаборатории Касперского», в самое ближайшее время возникнет опасность утечек особенно ценной информации – например биометрических данных человека. Персональная информация пользователей помогает злоумышленникам совершенствовать свои методы социальной инженерии и проводить более убедительные атаки, так что их интерес к чужим личным данным будет только возрастать. Помимо этого, киберпреступники вполне могут начать применять искусственный интеллект для профилирования жертвы и создания информационных подделок – так называемых deep fake, которые уже сегодня достаточно широко обсуждаются.

В последнее время злоумышленники стали отходить от практики массового распространения универсальных программ-вымогателей и стали более тщательно выбирать своих жертв – другими словами, они ищут те компании, которые будут готовы заплатить значительные суммы за восстановление своих данных. Как предполагают эксперты «Лаборатории Касперского», в ближайший год это «целевое вымогательство» будет набирать обороты и, возможно, станет более агрессивным. Например, вместо шифрования файлов злоумышленники могут начать угрожать жертвам публикацией украденных данных. Кроме того, в попытках диверсифицировать свои атаки с помощью программ-вымогателей киберпреступники могут избрать мишенями не самые очевидные устройства – умные телевизоры, часы, машины, дома и т.п.

Одной из особенностей АРТ-атак является их скрытность. Они настолько тщательно спланированы и проработаны, что жертва может очень долгое время не подозревать о том, что находится под атакой. Также в большинстве случаев не представляется возможным установить, кто именно стоит за подобными вредоносными операциями, и отчасти это «заслуга» самих злоумышленников: они старательно маскируют следы своей деятельности и нередко расставляют так называемые «ложные флаги», чтобы пустить исследователей по неверному следу. И как полагают эксперты «Лаборатории Касперского», эта тенденция продолжит своё развитие. Киберкриминальные группы будут стремиться не только избежать атрибуции, но и выставить виноватым за свои действия кого-либо ещё. Для этого он могут, например, намеренно использовать бэкдоры, которые ассоциируются с другими АРТ-группировками, или специально сливать свой код, чтобы им воспользовались другие атакующие и ещё больше запутали общую картину.

«Ни один прогноз, даже самый подробный и тщательный, не может предусмотреть всего, что, возможно, случится в будущем. Среды, в которых разворачиваются атаки, настолько обширны, а обстоятельства так многогранны, что будущее развитие угроз наверняка будет сложнее самых хороших прогнозов. Кроме того, ни у кого из исследователей нет полного представления о действиях АРТ-группировок. Всё это тем не менее не отменяет того, что мы продолжим следить за развитием АРТ-угроз и стоящих за ними злоумышленников и будем стараться ещё лучше понимать их методы, предугадывать их действия и возможные последствия», – отметил Дмитрий Галов, антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

АО ГЛОНАСС обнаружило уязвимости в электробусах и грузовиках

Специалисты департамента безопасности автотранспорта ГЛОНАСС в ходе предварительной проверки бортового оборудования выявили ряд уязвимостей в системах грузовых автомобилей и электробусов. Их эксплуатация позволяет потенциальным злоумышленникам вмешиваться в работу систем торможения и рулевого управления, а также провоцировать возгорание батарей в электротранспорте.

О результатах исследования бортовых систем электробусов, высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), автомобилей госслужащих и грузовых машин, перевозящих опасные грузы, сообщили «Известия».

Как пояснил директор направления автомобильной кибербезопасности ГЛОНАСС Владимир Педанов, исследование проводилось по инициативе ИЦК «Автомобилестроение». Для анализа были отобраны четыре категории транспортных средств: серийные электробусы, грузовики для перевозки опасных веществ, автомобиль госслужащих и высокоавтоматизированное ТС. В каждой категории тестировался один образец.

По словам Владимира Педанова, потенциально уязвимыми могут оказаться все автомобили, выпущенные после 2007 года. Они оснащены программно определяемыми системами ADAS (Advanced Driver Assistance Systems, системы помощи водителю), которые используют телематические модули. Через них злоумышленники могут получить доступ к бортовым системам.

Так, в электробусе при удалённом подключении становится видим трафик электронного блока управления (ЭБУ). Если отправить ложные данные о пониженной температуре батареи, система запускает её принудительный разогрев, что может привести к возгоранию.

Мультимедийные комплексы также представляют угрозу: их можно использовать для слежки за пассажирами, включая госслужащих, или для блокировки автомобиля. Директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров отметил, что такие системы нередко подключены к публичным сетям и интернету, что облегчает посторонним доступ к ним.

Эксперимент, в котором участвуют «НПП “Гамма”», Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), ГЛОНАСС и другие организации, продлится до лета 2026 года. К участию также присоединился автопроизводитель КАМАЗ. По словам Владимира Педанова, результаты исследования станут основой для создания нормативных требований, регулирующих безопасность транспортных средств.

По предварительным оценкам, корректировка требований может понадобиться как для зарубежных, так и для российских производителей. В целом от внешних атак могут оказаться уязвимыми до полумиллиона только иностранных автомобилей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru