Преступники используют новый фреймворк TRITON для атак на АСУ ТП

Преступники используют новый фреймворк TRITON для атак на АСУ ТП

Преступники используют новый фреймворк TRITON для атак на АСУ ТП

Эксперты компании FireEye предупредили о новом семействе вредоносных программ TRITON, предназначенном для целенаправленных атак на АСУ ТП. Специалисты полагают, что злоумышленники используют TRITON с целью причинить физический ущерб и прервать выполнение операций.

TRITON представляет собой фреймворк, созданный для взаимодействия с контроллерами автоматизированных систем безопасности Triconex Safety Instrumented System (SIS). Активность этого вредоноса представляет угрозу национального уровня.

У TRITON есть два основных модуля:

  • trilog.exe — главный исполняемый файл, использующий libraries.zip;
  • library.zip — кастомная библиотека для взаимодействия с контроллерами Triconex.

Таким образом, атакующий получает удаленный доступ к рабочим станциям SIS и разворачивает TRITON для перепрограммирования контроллеров. Во время атак некоторые контроллеры вошли в состояние отказа, что автоматически привело к неисправности всего промышленного процесса.

«Мы полагаем, что атакующий имел возможность нанести физический ущерб по некоторым причинам», — пишут исследователи FireEye в своем блоге.

Вот эти причины:

  • Модификация SIS может привести к сбою ее корректного функционирования. Вместе с этим возрастает вероятность отказа, который приведет к опасным последствиям.
  • TRITON использовался для изменения памяти приложения на контроллерах, что могло привести к сбою в проверке валидации.
  • Сбой произошел во время использования TRITON.

FireEye на данный момент затрудняется связать эти атаки с какой-либо киберпреступной группировкой.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru