В России хотят четче очертит цифровые границы государства

В России хотят четче очертит цифровые границы государства

В России хотят четче очертит цифровые границы государства

В России беспокоятся о безопасности персональных данных россиян, хранящихся на серверах зарубежных корпораций, таких как Google, Facebook, Microsoft. В частности, в Совете по развитию цифровой экономики при Совете федерации попросили правительство защитить данные граждан России.

Специалисты в этой области на данном этапе затрудняются оценить, насколько адекватны эти опасения — пока непонятно, насколько условному россиянину угрожают американские облачные сервисы.

Совет по развитию цифровой экономики при Совете федерации обеспокоен принятием в США акта Clarifying Lawful Overseas Use of Data Act (CLOUD Act). Документ подразумевает упрощенный доступ правоохранительных органов к данным пользователей любой страны.

«Необходимо доработать законодательство и правоприменение, чтобы нейтрализовать угрозу несанкционированного доступа и использования данных российских интернет-пользователей», — передает «Ъ» слова представителя совета.

Есть мнение, что принятый акт поспособствует злоупотреблению правами человека, которое могут допустить иностранные правительства.

Более того, чиновники также выступили с предложением уточнить определение «цифрового суверенитета» и «цифровой границы государства».

Специалисты отмечают ряд нестыковок, которые могут нарушить права добропорядочного гражданина России. Приводится такой пример — ведется переписка граждан разных государств, один из собеседников — гражданин России.

В случае, если страна другого собеседника заподозрит своего гражданина в неправомерных действиях, и потребует переписку у интернет-гигантов, в руки иностранного государства могут попасть персональные данные россиянина. Это категорически противоречит законам Российской Федерации.

В настоящее время рассматриваются различные меры, которые помогут избежать таких ситуаций. Некоторые предлагают ввести систему штрафов для компаний, работающих с российскими пользователями.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru