Avast: Умные дома легко взломать из-за незащищенных серверов MQTT

Avast: Умные дома легко взломать из-за незащищенных серверов MQTT

Avast: Умные дома легко взломать из-за незащищенных серверов MQTT

Интернет вещей (Internet of Things) полон проблем кибербезопасности. Об очередной такой проблеме рассказал исследователь Avast Мартин Хрон, она завязана на использовании небезопасных серверов MQTT.

MQTT (или Message Queue Telemetry Transport) представляет собой упрощенный сетевой протокол, работающий поверх TCP/IP. Используется для обмена сообщениями между устройствами по принципу издатель-подписчик.

«MQTT работает по принципу RSS-канала: вы подписываетесь на тему, и как только кто-то публикует что-то по этой теме, материал доставляется всем подписчикам», — объясняет Хрон.

Чтобы такой шаблон работал, нужен брокер сообщений.

«У нас есть MQTT-сервер (брокер) со встроенными возможностями безопасности, который служит “курьером” между всеми компонентами. Также есть центр умного дома, который организует все наши устройства и оснащает всю систему интеллектом. Есть еще различные устройства, совместимые с MQTT, которые подключены к серверу-брокеру».

Эксперт уточняет, что сама проблема безопасности находится не в протоколе или Mosquitto (наиболее распространенном программном обеспечении для этих целей), а в неправильной конфигурации серверов MQTT.

Используя специализированную поисковую систему Shodan, эксперты Avast обнаружили более 49 000 серверов MQTT, которые были открыты наружу в Сеть. При этом из них почти 33 000 серверов не имели парольной защиты, что позволяет злоумышленникам получить доступ к ним и ко всем сообщениям, которые через них проходят.

«Более того, поскольку большинство пользователей не настраивают средства контроля доступа в процессе настройки Mosquitto, киберпреступники могут получить полный контроль над всеми устройствами умного дома», — продолжает исследователь.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

АО ГЛОНАСС обнаружило уязвимости в электробусах и грузовиках

Специалисты департамента безопасности автотранспорта ГЛОНАСС в ходе предварительной проверки бортового оборудования выявили ряд уязвимостей в системах грузовых автомобилей и электробусов. Их эксплуатация позволяет потенциальным злоумышленникам вмешиваться в работу систем торможения и рулевого управления, а также провоцировать возгорание батарей в электротранспорте.

О результатах исследования бортовых систем электробусов, высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), автомобилей госслужащих и грузовых машин, перевозящих опасные грузы, сообщили «Известия».

Как пояснил директор направления автомобильной кибербезопасности ГЛОНАСС Владимир Педанов, исследование проводилось по инициативе ИЦК «Автомобилестроение». Для анализа были отобраны четыре категории транспортных средств: серийные электробусы, грузовики для перевозки опасных веществ, автомобиль госслужащих и высокоавтоматизированное ТС. В каждой категории тестировался один образец.

По словам Владимира Педанова, потенциально уязвимыми могут оказаться все автомобили, выпущенные после 2007 года. Они оснащены программно определяемыми системами ADAS (Advanced Driver Assistance Systems, системы помощи водителю), которые используют телематические модули. Через них злоумышленники могут получить доступ к бортовым системам.

Так, в электробусе при удалённом подключении становится видим трафик электронного блока управления (ЭБУ). Если отправить ложные данные о пониженной температуре батареи, система запускает её принудительный разогрев, что может привести к возгоранию.

Мультимедийные комплексы также представляют угрозу: их можно использовать для слежки за пассажирами, включая госслужащих, или для блокировки автомобиля. Директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров отметил, что такие системы нередко подключены к публичным сетям и интернету, что облегчает посторонним доступ к ним.

Эксперимент, в котором участвуют «НПП “Гамма”», Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), ГЛОНАСС и другие организации, продлится до лета 2026 года. К участию также присоединился автопроизводитель КАМАЗ. По словам Владимира Педанова, результаты исследования станут основой для создания нормативных требований, регулирующих безопасность транспортных средств.

По предварительным оценкам, корректировка требований может понадобиться как для зарубежных, так и для российских производителей. В целом от внешних атак могут оказаться уязвимыми до полумиллиона только иностранных автомобилей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru