Фишеры нацелились на кредитование

Фишеры нацелились на кредитование

Эксперты «Лаборатории Касперского» зафиксировали нетипичную фишинговую рассылку с предложением быстрого кредитования. Как правило, спам-сообщения, затрагивающие банковскую тематику, представляют собой фальшивые извещения от банков, рассказывающие о возникших проблемах со счетом и требующие от получателя принятия срочных мер для предотвращения его закрытия. В отличие от подобных «классических» схем обнаруженная рассылка эксплуатировала нехарактерную для мошенников тему кредитования и не была нацелена на кражу логина и пароля от систем онлайн-банкинга.

Разосланное письмо одной строчкой обещало простое получение кредита. При этом злоумышленники хитрым образом использовали технику перенаправлений, о которой мы писали ранее, чтобы затруднить обнаружение мошеннического сайта провайдерами и представителями сервиса коротких ссылок. Так, ссылка в письме вела на специально созданный сайт-заглушку, который перенаправлял пользователя то на фишинговые страницы, замаскированные под анкеты крупных банков (Сбербанк, Хоумкредит, Тинькофф, Банк Москвы), то на официальные ресурсы этих самых банков.

На фишинговой странице пользователю предлагалось заполнить анкету для получения кредита. В действительности же он просто передавал злоумышленникам конфиденциальную информацию: для анкеты запрашивались не только Ф.И.О. и дата рождения, но также паспортные данные и информация о собственности, которой владеет жертва. Никакой заявки на кредит банк, разумеется, не получал.

«Многие пользователи уже знают о популярных фишинговых схемах, задача которых – получить данные кредитной карточки или реквизиты доступа в систему интернет-банкинга. Но эта рассылка нетипична по своему содержанию и методам получения персональных данных жертвы, и именно поэтому получатель письма может на неё «клюнуть». Нам хочется напомнить, что крупные банки никогда не прибегают к помощи таких сомнительных рассылок, и что личные данные следует оставлять только на официальных, проверенных сайтах, желательно использующих защищённое соединение с валидным сертификатом. Иначе можно только догадываться о том, как злоумышленники распорядятся вашими персональными данными», –  советует Татьяна Куликова, ведущий спам-аналитик «Лаборатории Касперского».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru