77% компаний терпят убытки из-за самовольного использования облаков

По данным опроса корпорации Symantec об устранении скрытых затрат при использовании облачных решений «Avoiding the Hidden Costs of Cloud» 2013 года, организации по всему миру сейчас переходят на облачные решения с целью получить конкурентное преимущество за счет повышения скорости, подвижности и гибкости бизнес-процессов.

Более 90% всех организаций как минимум обсуждают возможность внедрения облачных решений, в то время, как в прошлом году этот показатель составлял 75%. В ходе исследования стало также известно, что как крупные корпорации, так и компании малого и среднего бизнеса испытывают на себе возросшие затраты, связанные с самовольным использованием сотрудниками облачных решений, сложностями резервного копирования и восстановления данных, а также неэффективным использованием облачного пространства. Говоря о «самовольном» или «неавторизированном» использовании облачных решений, специалисты имеют в виду ситуации, когда сотрудники компаний используют для работы сторонние облачные сервисы без разрешения со стороны IT-отдела.

Эксперты указывают на ряд ключевых проблем, с которыми придется столкнуться индустрии облачных вычислений в 2013 году. Они связаны, в первую очередь, с финансовыми трудностями и обеспечением безопасности. Бесперебойность работы рассматривается как важная задача в контексте участившихся случаев отключений, которые теперь представляют еще большую опасность, чем бреши в информационной безопасности. В период праздников у одного ведущего провайдера облачных услуг произошло отключение, которое было быстро устранено. Сам факт возникновения такой поломки впечатлил руководство некоторых предприятий, в результате чего были подняты вопросы, касающиеся предотвращения утечек данных, резервного копирования, восстановления данных, а также связанных с этим временных и финансовых затрат. Однако если подойти к делу с толком, организации имеют возможность построить оптимизированные облачные системы, гибкие и безопасные, позволяющие достигать поставленных бизнес-целей.

«Взяв под контроль развертывание облачных решений, компании могу получить все их преимущества в виде гибкости и экономии средств, снизив при этом риски безопасности и контроля данных, связанные с неавторизированным использованием сторонних облачных сервисов»,– заявил Фрэнсис дэ Суза (Francis deSouza), президент группы корпоративных продуктов и услуг компании Symantec.

Самовольное использование облачных решений

Согласно результатам опроса, одним из скрытых источников расходов является самовольное использование работниками компаний облачных решений в обход правил и требований этих компаний. Это на удивление распространенная проблема, с которой за прошлый год сталкивались 77% всех компаний. Как оказалось, она более актуальна для крупных корпораций (83%), чем для компаний малого и среднего бизнеса (70%), что, вероятно, обусловлено размерами.

Среди организаций, столкнувшихся с проблемами при работе с облачными решениями, 40% попали в ситуацию, когда конфиденциальная информация оказалась под угрозой, и более чем четверть сталкивались со случаями «угона» учётных записей, порчи веб-собственности, а также той или иной формой краж. Самый распространенный аргумент в пользу неавторизованного применения облачных решений – это способ сэкономить время и деньги.

Проблемы резервного копирования и восстановления из облака

Широкое распространение облачных решений усложнило процесс резервного копирования и восстановления данных. Во-первых, большинство организаций одновременно используют 3 и более решений для резервного копирования своей физической, виртуальной и облачной информации, что снижает эффективность, повышает риски, а также влечет затраты на обучение персонала. Более того, 43% компаний указали, что им доводилось терять информацию, размещенную в облаке, в то время как 68% так или иначе сталкивались с проблемами при ее восстановлении.

И наконец, большинство считает процесс восстановления данных из облака очень медленным и утомительным. Всего 32% опрошенных охарактеризовали его как быстрый, в то время как 22% заявили, что после потери значительного объема данных, их восстановление займет 3 дня и более.

Неэффективное использование облачных хранилищ данных

Одним из ключевых преимуществ облачных хранилищ является простота их предоставления. И иногда эта простота приводит к неэффективному использованию этих самых хранилищ. Как правило, организации стремятся к тому, чтобы использовать 50% имеющегося дискового пространства и более. В то же время, согласно данным опроса, этот показатель для облачных хранилищ равен всего лишь 17%. Существует также огромная разница между этим показателями у крупных компаний, использующих около 26% имеющегося пространства, и средним и малым бизнесом, где этот показатель равен всего лишь 7%. Более того, около половины опрошенных признают, что к большей части данных не применяется дедупликация, что усугубляет проблему.

Безопасность данных при передаче

Организации также размещают в облаке ряд активов: веб-собственность, онлайн-бизнесы или веб-приложения, через которые проходит различная конфиденциальная информация, такая как личные данные пользователей, финансовая информация, бизнес-транзакции и другая веб-активность. Для обеспечения безопасности передачи такой информации используются SSL-сертификаты. Исследование показало, что управление множеством SSL-сертификатов представляет для компаний большие трудности: всего 27% из них оценивают этот процесс как «легкий», и всего 40% уверены, что сертификаты их партнера, предоставляющего облачные решения, соответствуют корпоративным стандартам.

Скрытых затрат легко избежать

Результаты опроса показывают, что игнорирование этих скрытых затрат может привести к крайне негативным для бизнеса последствиям. Однако существует ряд принципов, следование которым позволит в значительной степени избежать этих проблем: 

  • формирование правил и стандартов вокруг информации и людей, а не технологий и платформ;
  • обучение персонала правилам и стандартам, мониторинг и контроль их соблюдения;
  • внедрение инструментов, не привязанных к конкретным платформам;
  • дедупликация размещенных в облаке данных.
Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Яндекс Дзен, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

Слишком данные: Госдума начала менять ФЗ-152

О том, что у кого-то есть дом, квартира или вилла, можно будет узнать только в том случае, если этот «кто-то» согласится сам. Такой порядок предусматривает новая редакция закона «О персональных данных» — поправки накануне были приняты Госдумой в первом чтении.

Среди авторов законопроекта — депутаты-единороссы Александр Хинштейн, Андрей Луговой, Сергей Боярский и сенатор Андрей Клишас.

В новой версии закон фактически засекречивает сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Авторы предлагают раскрывать информацию из ЕГРН третьим лицам только с письменного согласия владельца недвижимости.

Сейчас собственник, который не желает, чтобы данные о квартире были переданы третьим лицам, должен написать отказ в их предоставлении. 

Новые поправки предлагают считать такой запрет автоматическим. Для того чтобы информация о квартире или доме стала доступна, продавец должен написать специальное согласие.

 «В результате банки и потенциальные покупатели смогут получить подтверждение, что продавцу действительно принадлежит продаваемая недвижимость, только если он того пожелает — способов заставить его это сделать не существует», — объясняет «Ъ» глава Национальный совет финансового рынка Андрей Емелин глава НСФР.

НСФР уже направил в Минцифры письмо с предложениями доработать законопроект ко второму чтению. Банки жалуются на избыточную нагрузку, которая свалится на финансовые организации. Если закон примут в таком виде, в Роскомнадзор придется сообщать о каждом трансграничном денежном переводе и письме за границу.

Оператор будет «обязан уведомить уполномоченный орган» о намерении выполнить трансграничную передачу персональных данных, то есть до самой передачи.

Как пояснил «Ъ» глава НСФР Андрей Емелин, это означает, что практически любое действие любого лица, приводящее к трансграничной передаче любых персональных данных, потребует предварительного письменного уведомления Роскомнадзора с указанием восьми видов сведений.

Это коснется любого перевода денег за границу, поскольку получателю передаются персональные данные отправителя.

В письме НСФР отмечается, что эти нормы «в существенной степени ограничивают возможности оказания финансовых услуг (например, расчетные операции, сделки на финансовых рынках) и реализации внутренних контрольных процедур, корпоративного управления и контроля в отношении обществ, находящихся за рубежом, требующих трансграничной передачи персональных данных и т. п.».

Как пояснил источник «Ъ» на банковском рынке, в Роскомнадзор придется сообщать о каждом новом сотруднике банка, участвующем в обработке персональных данных. Более того, в перечень попадает весь персонал сторонних компаний, которых банк привлекает к операциям, например, колл-центры.

Что еще нового: 

  • Законопроект требует от операторов обработки персональных данных незамедлительно сообщать о кибератаках и утечках
  • Операторы обязаны «непрерывно взаимодействовать» с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы России
  • В три раза — с 30 до 10 дней — сокращается срок исполнения запросов, связанных с незаконной обработкой персональных данных
  • Вводится обязанность операторов ПДн прекратить дальнейшую обработку персональных данных по требованию владельца в 30-дневный срок

Тема «персональных данных» в повестке Госдумы звучит на этой неделе второй раз. Накануне в окончательном, третьем, чтении был принят проект закона, по которому продавцов товаров и услуг будут штрафовать за незаконный сбор ПДн. Должностным лицам будет грозить штраф от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, а юридическим — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года.

Anti-Malware Яндекс ДзенПодписывайтесь на канал "Anti-Malware" в Яндекс Дзен, чтобы первыми узнавать о новостях и наших эксклюзивных материалах по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru