Выявлена вредоносная программа для Linux-серверов, оформленная в форме модуля к http-серверу Apache

Выявлена вредоносная программа для Linux-серверов

Антивирусная компания ESET сообщила об обнаружении нового вредоносного ПО Linux/Chapro.A, используемого злоумышленниками для организации атак на посетителей сайтов, размещённых на взломанных Linux-серверах. Особенностью Linux/Chapro.A является то, что вредоносный код оформлен в виде модуля для http-сервера Apache, осуществляющего подстановку эксплуатирующих браузеры iframe- или JavaScript-блоков в трафик обслуживаемых сервером сайтов.

Примечательно, что в модуле реализовано несколько техник для скрытия своего присутствия. В частности, модуль использует cookie и лог IP-адресов посетителей для организации внедрения клиенту вредоносного iframe только один раз (при повторных открытиях страницы, на ней не будет вредоносного кода), кроме того модуль не осуществляет подстановку для IP-адресов, с которых были зафиксированы входы по SSH на сервер, что мешает выяснить администраторам каким образом была заражена машина и с какого именно сайта был получен вредоносный код. Модуль также содержит вшитую базу идентификаторов поисковых систем и оставляет страницы нетронутыми, в случае обращения поисковых роботов. Подобная особенность затрудняет массовое выявление поражённых вредоносным модулем серверов и автоматическую пометку об опасности в выводе поисковых систем, пишет opennet.ru.

Внедряемый в страницы iframe-блок нацелен на поражение пользователей Windows и содержит ссылку для загрузки типового комплекта для эксплуатации уязвимостей в Internet Explorer, Adobe Reader и Java-плагине. В случае успешной эксплуатации на машину клиента устанавливается троянское ПО ZeuS (Win32/Zbot) для перехвата паролей и банковских аккаунтов. Вредоносный apache-модуль был выявлен на взломанном сервере в бинарном виде, собранном для 64-разрядных систем. Каким образом был взломан сервер не сообщается, в качестве наиболее вероятного сценария рассматривается утечка SSH-ключей или паролей с машины администратора (для некоторых из взломанных серверов одновременно были выявлены факты взлома машин их администраторов).

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Количество кибератак на автомобили в России в 2025 году выросло на 20%

Согласно исследованию АО «ГЛОНАСС» и компании «Технологии безопасности транспорта» (ТБТ), за восемь месяцев 2025 года зафиксировано 328 кибератак на автомобили. Это на 20 больше, чем за аналогичный период 2024 года. О 20-процентном росте в годовом выражении сообщили также в компании «Спикател», однако абсолютные значения там не раскрыли.

Отчёт по исследованию оказался в распоряжении «Ведомостей». Данные собирались из разных источников: как открытых (ИТ-компании, органы власти), так и закрытых — включая результаты bug bounty-программ и информацию из профессиональных сообществ специалистов по ИТ и ИБ.

Анализ показал, что 93% атак совершаются удалённо. В 85% случаев злоумышленники эксплуатируют уязвимости Bluetooth или облачных сервисов. Такие атаки позволяют дистанционно управлять автомобилем или даже угнать его. В числе часто используемых векторов названы системы сенсорного слияния (лидары и радары), технологии SDV (Software Defined Vehicles, программно определяемый функциональность автомобиля) и AV (Autonomous Vehicles, системы автономного вождения).

По словам руководителя направления кибербезопасности транспортных средств АО «ГЛОНАСС» Владимира Педанова, особенно востребованы взломы SDV-сервисов, которые автопроизводители предоставляют за дополнительную плату. Так, Volkswagen, Tesla и John Deere распространяют подобные функции через подписки. Например, инструменты для взлома автопилота John Deere появились всего через месяц после начала его коммерческого распространения.

Взлом технологий автопилота, подчеркнул Педанов, гораздо опаснее, так как напрямую влияет на безопасность движения. Однако исполнительный директор ассоциации «Консорциум предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики» Дмитрий Корначев считает, что ущерб от таких атак пока ограничен из-за невысокой зрелости телематических систем.

Главным мотивом злоумышленников становится блокировка систем автомобиля ради вымогательства. При этом сами автопроизводители также могут использовать схожие механизмы против «серых» машин.

Генеральный директор группы компаний ST IT, эксперт рынка TechNet НТИ Антон Аверьянов указал, что перспективным вектором атак остаются внутренние сервисы автопроизводителей, где также выявляются уязвимости. Так, в сентябре 2024 года была обнаружена брешь в инфраструктуре KIA, затронувшая даже автомобили, владельцы которых не подключали KIA Connect. Однако такие случаи редки и быстро устраняются.

Руководитель ИБ-направления «Телеком биржи» Александр Блезнеков назвал системной проблемой крайне низкий уровень защищённости бортовых систем. Во многих автомобилях средства защиты отсутствуют вовсе, что делает их уязвимыми как для удалённых атак через интернет, так и для атак в непосредственной близости к машине.

Как отметил директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров, современные автомобили фактически превратились в компьютеры на колёсах. Они оснащены множеством систем, подключённых к интернету через сотовую связь или Wi-Fi, что значительно расширяет поверхность атаки. При этом автопроизводители и их поставщики становятся привлекательными целями для финансово мотивированных злоумышленников.

В то же время подобные угрозы актуальны лишь для относительно небольшой части автопарка. По данным страховых компаний, на которые ссылаются «Ведомости», как минимум 70% автомобилей в России старше 10 лет, и для них киберриски фактически не представляют опасности.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru