Спам стал опаснее

Спам стал опаснее

 «Лаборатория Касперского» опубликовала отчет о деятельности спамеров в третьем квартале 2011 года. Эксперты отметили стремительный рост количества вредоносных писем в спаме на фоне общего снижения доли мусорных сообщений в почтовом трафике. Приемы социальной инженерии в нежелательной почте становятся все изощренней, а спамеры занимаются саморекламой все активнее.



В III квартале эксперты выделили важную тенденцию: несмотря на то, что количество спама в почте снизилось, его содержание стало существенно опасней. Средний показатель доли вредоносных писем за квартал достиг наибольшего значения за всю историю наблюдений – 5,03%. Однако общая доля спама уменьшилась на 2,7% и составила 79,8% почтового трафика. По мнению спам-аналитиков «Лаборатории Касперского», такой рост во многом обусловлен признаками «второй волны» мирового экономического кризиса, сообщает информационная служба «Лаборатории Касперского».

Доля спама в почтовом трафике в третьем квартале 2011 г.




Впечатляет не только количество вредоносных посланий, но и разнообразие приемов социальной инженерии за исследуемый период. Так, с выходом в этом квартале игры Diablo III «Лабораторией Касперского» было зафиксировано множество фишерских атак, нацеленных на кражу логинов и паролей игроков. В мошеннических письмах пользователям предлагали поучаствовать в бета-тестировании, которое действительно проводилось разработчиком игры, компанией Blizzard. Однако ссылка в письме вела отнюдь не на легитимный сайт. Также спамеры продолжают использовать излюбленный прием рассылок от имени серьезных организаций. В летние месяцы и в начале осени пользователи могли получать вредоносные послания якобы от крупнейших служб доставки, таких как UPS и DHL.

Однако самой нашумевшей стала история с фишинговой атакой на любителей McDonald’s. Нестандартная многоступенчатая схема была создана так, что сначала пользователь получал письмо, где ему предлагалось якобы принять участие в онлайн опросе о качестве питания в ресторанах McDonald’s, а затем получить вознаграждение за ответы на свой банковский счет. Для этого требовалось всего лишь ввести данные карты, которые переадресовывались злоумышленникам, а деньги со счета соответственно пропадали.

В III квартале силами «Лаборатории Касперского» и компании Microsoft был побежден еще один ботнет — Hlux/Kelihos. Как показала практика последних двух лет, именно деятельность по закрытию зомби-сетей дает наибольший результат в борьбе со спамерами.

В распределении источников спама по странам продолжается общая тенденция 2011 года: все больше спама рассылается из развивающихся стран. Так, в тройку лидеров входят Индия (+0,7%), Индонезия (+4,7%) и Бразилия (+0,8%). Отметим, что в TOP 10 не вошла ни одна западноевропейская страна. Россия и США тоже не попали в первую десятку рейтинга. При этом Россия, как и в первых двух кварталах, продолжает оставаться лидером по количеству срабатываний почтового антивируса. Таким образом, по-прежнему актуальна и еще одна тенденция 2011 года – стабильность в распределении источников спама.

В тематическом распределении спама, однако, происходили существенные изменения. По сравнению с предыдущим кварталом существенно сократилась доля рубрик «заказного» спама. Заметно увеличилась самореклама спамеров (+9%). В то же время заметно выросла доля категорий спама, распространяемого через партнерские программы — «Медикаменты; товары/услуги для здоровья» (+10,9%), «Реплики элитных товаров» (+5,2%), «Спам для взрослых (+4,1%).

«В случае дальнейшего ухудшения ситуации в мировой экономике мы ожидаем, что партнерский спам в следующем квартале будет расти, – комментируют авторы отчета Дарья Гудкова и Мария Наместникова. – Это касается не только спама, содержащего вредоносные вложения, и спама «для взрослых», но и других видов «традиционного» партнерского спама – такого, как распространение рекламы фармацевтических товаров, копий предметов роскоши и дешевого программного обеспечения».

Авторы отчета также прогнозируют, что количество заказчиков спама в ближайшее время будет уменьшаться, что приведет к росту количества рассылок, содержащих саморекламу спамеров. При этом в условиях Рунета, как показал кризис 2008-2009 года, уменьшение количества заказного спама не приведет к значительному уменьшению спам-трафика в целом.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Петербургскую пенсионерку обманули от имени немецкого тенора

В Санкт-Петербурге в полицию обратилась 69-летняя жительница города, ставшая жертвой мошенничества. Неизвестный, представившийся немецким оперным певцом Йонасом Кауфманом, убедил её заплатить почти 200 тыс. рублей якобы за «таможенную пошлину» при получении крупного денежного перевода.

О данном инциденте написала «Фонтанка». Злоумышленник сообщил женщине, что перевёл ей 400 тыс. евро, однако для получения этих средств необходимо оплатить около 200 тыс. рублей пошлины. Это требование пенсионерка выполнила.

После этого мошенники перестали выходить на связь. Спустя четыре дня женщина поняла, что её обманули, и обратилась в полицию. Уголовное дело пока не возбуждено.

Подобные схемы нередко применяют аферисты на сервисах онлайн-знакомств. Традиционная легенда заключается в выманивании денег на разные «неотложные нужды». В последний год мошенники активно начали использовать дипфейки, а пик их активности приходится на гендерные праздники.

Постепенно меняются и сами схемы. Так, нынешним летом распространение получило вовлечение жертв в криптоскам.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru