Япония объявила вирусописательство преступлением

Япония объявила вирусописательство преступлением

Японский парламент принял ряд поправок к существующим законам, назначив тюремные сроки за создание и распространение вредоносных программ. Отныне тех, кто занимается подобной деятельностью без законных оснований, могут лишить свободы на срок до 3-х лет или оштрафовать на сумму до 500 тыс. иен (около 6,23 тыс. долларов). Приобретение и хранение зловредов грозит 2-мя годами под стражей и штрафами до 300 тыс. иен (свыше 3,7 тыс. долл.).

Криминализировано также распространение порно по каналам электронной почты: это правонарушение будет караться тюремными сроками до 2-х лет и штрафами до 2,5 млн. иен (свыше 30 тыс. долл.), передает securelist.

В целях проведения официального расследования разрешено производить изъятие или копирование данных с серверов соответствующих интернет-провайдеров. Последние обязаны хранить логи (даты сеансов связи, имена отправителей и адресатов электронных сообщений) до 2-х месяцев.

До сей поры вирусописателей в Японии наказывали по статье о причинении ущерба чужому имуществу или за нарушение копирайта. Попытки ввести более уместное законодательство неизменно завершались крахом ― из-за пункта о преступном сговоре (организованная преступность), который присутствовал во всех этих законопроектах и изъят из новой редакции. Узаконить сбор информации интернет-провайдерами и передачу ее третьей стороне, пусть даже в интересах следствия, тоже не удавалось из-за обструкции, которую каждый раз устраивали поборники свободы слова и прайвеси.

Многих также смущало размытое определение компьютерного вируса в предлагаемых вариантах законопроектов. В последней версии его формулировка звучит как «электромагнитная запись, которая заставляет компьютер функционировать против воли оператора». При такой трактовке любой баг в легальной программе или функционал, допускающий злонамеренной использование, можно классифицировать как правонарушение, равно как и некоторые исследования в области компьютерной безопасности. Во избежание возможных недоразумений в новый законопроект были введены такие формулировки, как «факт создания вируса со злым умыслом» и «применять закон сообразно обстоятельствам».

Новые поправки войдут в силу со следующего месяца. Модернизация законодательной базы страны в данной области является частью подготовительного этапа на пути к ратификации европейской Конвенции о киберпреступности, которую Япония подписала в 2001 году.

В России впервые оштрафовали за оскорбление в личном голосовом сообщении

Один из районных судов Москвы оштрафовал жительницу столицы за оскорбление, высказанное в голосовом сообщении. Это стало первым зафиксированным случаем, когда наказание было вынесено за распространение оскорблений в личной переписке, а не в публичном чате. Суд квалифицировал действия ответчицы по статье 5.61 КоАП РФ «Оскорбление» и назначил штраф в размере 3 тыс. рублей.

О решении суда по делу об оскорблении в голосовом сообщении, отправленном через мессенджер, 12 января сообщило РИА Новости. Поводом для разбирательства стало обращение потерпевшей в прокуратуру. В числе доказательств к жалобе был приложен, в частности, «акт прослушивания аудиозаписи».

Ранее аналогичные решения уже выносились, однако они касались голосовых сообщений с оскорблениями, размещённых в публичных чатах. Так, житель Марий Эл был оштрафован на 5 тыс. рублей за оскорбление матери одноклассника своего сына в классном чате. При этом, как обратили внимание «Известия», суд квалифицировал высказывание как публичное оскорбление и назначил более строгое наказание.

В то же время в судебной практике встречались и случаи успешного обжалования подобных решений. Так, Советский районный суд Красноярска отменил постановление мирового судьи по делу об оскорблении в дачном чате. Основанием стало отсутствие лингвистической экспертизы: мировой судья исходил исключительно из «восприятия потерпевшего».

«При проведении экспертизы для лингвиста нет разницы между устной и письменной речью в рамках таких дел. Фразы и смайлы всегда анализируются в контексте: учитывается ситуация общения, участники, их социальный статус и роли. Например, при оскорблении представителя власти, полицейского или судьи может сразу наступать уголовная ответственность», — отметила старший эксперт-психолог и лингвист Центра специальных исследований и экспертиз Полина Курданова. По её словам, экспертизы назначаются судом практически всегда, если возникают сомнения в квалификации высказываний.

Управляющий партнёр AVG Legal Алексей Гавришев в комментарии для «Известий» отметил, что в самом решении суда нет принципиальной новизны. «Новизна здесь скорее в общественном восприятии, чем в праве. Оскорбление в мессенджере давно квалифицируется так же, как и в офлайне: это всё то же унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Просто канал коммуникации стал цифровым, а судебная практика по таким делам существует уже не первый год», — подчеркнул он.

По мнению Гавришева, подобная практика будет только расширяться, поскольку люди всё чаще «переносят конфликты в цифровую среду, а суды вынуждены идти за ними». В целом, как отмечают опрошенные «Известиями» эксперты, оскорбления в онлайне встречаются даже чаще, чем в офлайне. Это подтверждают и данные исследования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ за 2023 год: с различными формами онлайн-агрессии сталкивались 29% пользователей социальных сетей.

Основатель юридического бутика ContractCreation by Kostromin Евгений Костромин назвал это дело показательным прежде всего из-за используемого доказательства — акта прослушивания голосового сообщения. При этом он напомнил, что на специфику рассмотрения дел об оскорблениях в онлайн-пространстве Президиум Верховного суда обращал внимание ещё в 2021 году.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru