Объем рынка СУБД к 2031 году превысит 251 млрд рублей

Объем рынка СУБД к 2031 году превысит 251 млрд рублей

Объем рынка СУБД к 2031 году превысит 251 млрд рублей

Центр стратегических разработок опубликовал ежегодное исследование российского рынка систем управления базами данных (СУБД) и инструментов работы с данными за 2024 год, а также обновил прогноз до 2031 года.

Как рассказала заместитель генерального директора ЦСР Екатерина Кваша, рынок СУБД продолжит расти и к 2031 году может превысить 251 млрд рублей. Ожидается, что среднегодовой темп роста в России составит около 16% — примерно на уровне мировых показателей.

2024 год в целом стал важным для российского ИТ-рынка. Объём продаж отечественных решений — от оборудования до программ и услуг — достиг 4,5 трлн рублей. Что касается СУБД, рынок вырос на 34% по сравнению с 2023 годом и достиг 89,5 млрд рублей.

Как и раньше, больше всего продаётся СУБД общего назначения (48%), затем идут аналитические решения (32%). Программное обеспечение занимает большую часть рынка — 78%, на услуги приходится оставшиеся 22%. При этом доля услуг немного подросла по сравнению с прошлым годом.

Среди лидеров рынка в 2024 году отмечены PostgresPro, Arenadata, DIS Group, Yandex Cloud и Тантор Лабс. У большинства компаний наблюдается рост выручки.

Сейчас рынок активно растёт за счёт импортозамещения — по прогнозу, до 2027 года темпы роста будут на уровне 21,6% в год. После 2027 года рост замедлится до 11,9%, что соответствует мировым трендам. Предполагается, что к этому времени основным двигателем роста станут технологии ИИ и рост объёма данных, а не замена зарубежных решений.

Западное ПО продолжит терять долю — если тренд сохранится, то к 2031 году на него придётся не более 1% новых продаж. Остальное займут российские разработки.

Хотя иностранные продукты по-прежнему широко используются — их доля среди установленных решений на конец 2024 года составляла 60% — специалисты ЦСР считают, что позиции российских решений будут укрепляться. Причины: устойчивый спрос на замену зарубежного софта, рост зрелости отечественных продуктов, поддержка со стороны государства и переход на решения с открытым исходным кодом.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru