Мошенники объединяют ботов и повышают убедительность фишинга

Мошенники объединяют ботов и повышают убедительность фишинга

Мошенники объединяют ботов и повышают убедительность фишинга

В Telegram появились группы ботов, которые активно ведут между собой дискуссии. За каждым таким ботом скрывается фейковый аккаунт с размещенными фишинговыми ссылками.

В отличие от примитивного спама, эти боты участвуют в сложных фишинговых кампаниях, нацеленных на кражу личных и платежных данных.

Они анализируют поведение пользователей и адаптируют свои действия, делая обман более убедительным.

«Групповая работа ботов значительно повышает доверие к их сообщениям, поскольку жертва видит «диалог», который выглядит естественно. Ситуация с нейроботами в Telegram — тревожный сигнал, показывающий, как быстро злоумышленники осваивают современные технологии. Использование ИИ для создания фейковых профилей и имитации живых диалогов — это качественный скачок в методах социальной инженерии», — прокомментировал для «Известий» руководитель департамента информационно-аналитических исследований компании T. Hunter Игорь Бедеров.

Как отметил руководитель BI.ZONE Brand Protection Дмитрий Кирюшкин, комментарии таких ботов осмысленны, соответствуют теме публикации и не похожи на спам, поэтому не вызывают настороженности. Это увеличивает вероятность того, что пользователь заглянет в описание учетной записи и перейдет по фишинговой ссылке. По данным BI.ZONE Brand Protection, только в феврале 2025 года было выявлено около тысячи ресурсов, созданных для перехвата учетных записей Telegram.

Руководитель ИТ-подразделения агентства «Полилог» Людмила Богатырева предупреждает, что боты используются и в классических мошеннических схемах, направленных на кражу платежных данных через фальшивые страницы оплаты. Чтобы привлечь жертв, они публикуют объявления о продаже товаров по заниженным ценам или маскируются под маркетплейсы.

Боты также научились взаимодействовать друг с другом. Один может задать вопрос, а другой — сразу дать рекомендацию. Причем такие рекомендации могут быть не только текстовыми, но и голосовыми, сгенерированными с помощью технологий дипфейка.

Ведущий аналитик департамента защиты от цифровых рисков Digital Risk Protection компании F6 Евгений Егоров отметил, что мошенники часто используют в качестве аватаров на фейковых аккаунтах фотографии реальных людей. При этом механизмов, способных предотвратить подобные действия, на данный момент не предусмотрено.

Руководитель направления аналитических исследований в Positive Technologies Ирина Зиновкина подчеркнула, что существующие инструменты для выявления искусственно созданных текстов крайне малоэффективны.

«Использование новых технологий приводит к стремительному росту распространенности и эффективности сложных мошеннических схем. Так, по данным ЦБ РФ, в 2024 году объем операций без добровольного согласия клиентов финансовых организаций увеличился на 74% по сравнению с 2023-м, превысив 27 млрд рублей», — резюмировал доктор технических наук, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана Петр Ключарев.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Штрафы за рекламу в Instagram* и Facebook* могут возрасти до 1 млн рублей

Депутаты Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» подготовили законопроект, ужесточающий наказание за размещение рекламы в Instagram и Facebook (обе соцсети признаны в России экстремистскими и запрещены, как и их головная корпорация Meta).

Предложенные поправки к ч. 1 ст. 14.3 КоАП увеличивают штрафы за такие правонарушения: для физлиц — до 80 тыс. руб. (сейчас от 2 до 2,5 тыс.), для юрлиц — до 1 млн руб. (вместо 100-500 тыс.). Документ направлен для оценки в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.

В обоснование своих предложений авторы законопроекта указали на то, что существующие размеры штрафов слишком незначительны, чтобы пресечь размещение рекламы на запрещенных в России площадках. Получаемые от этой деятельности доходы многократно превышают наказание рублем.

Закрепленный законом «О рекламе» запрет на подобную монетизацию ресурсов, уличенных в дезинформации, публикации экстремистских материалов, мошенничестве и проч., вступил в силу 1 сентября. Основная цель соответствующих поправок — перевод рекламной деятельности на российские платформы.

Тем не менее русскоязычные блогеры продолжают использовать с этой целью Instagram и Facebook — открыто либо в форме рекомендаций, исчезающих через 24 часа, что значительно затрудняет контроль таких публикаций.

По данным «Известий», репост в сторис Instagram стоит не менее 7 тыс. рублей. Правда, аудитория зарубежного файлообменника уже стала снижаться.

По данным российской Ассоциации блогеров и агентств, на которые ссылается издание, к осени 2025 года первое место на рынке по популярности занял Telegram с долей 46,3%, второе — YouTube (21,2%), третье — «ВКонтакте» (12,7%). Начал набирать обороты юный мессенджер MAX, сейчас его вклад составляет 0,6%.

Опрошенные журналистами эксперты опасаются, что ужесточение санкций не даст искомый эффект, а лишь осложнит работу рынка. По их мнению, более действенным было бы повышение привлекательности отечественных платформ — за счет расширения функциональности, аудитории и возможностей монетизации.

* веб-сервис признан экстремистской и запрещен в России, как и головная корпорация Meta

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru