Российское оборудование начали массово фальсифицировать

Российское оборудование начали массово фальсифицировать

Российское оборудование начали массово фальсифицировать

На российском рынке появилось поддельное оборудование под отечественными брендами, включая настольные ПК, ноутбуки и серверы. Контрафакт встречается даже среди техники, поставляемой в рамках госзаказов.

Факт подделки подтвердили несколько российских компаний и профессиональных ассоциаций.

«В этом году мы столкнулись с несколькими случаями незаконного использования нашего бренда. Подделки встречаются в категориях серверов, коммутаторов и мобильных устройств, и продаются неизвестными нам поставщиками. Как правило, речь идет о попытках быстро заработать, воспользовавшись рыночной ситуацией и невнимательностью покупателей», – сообщили «Известиям» в компании Fplus.

При этом поддельное оборудование зачастую не соответствует заявленным характеристикам и может быть менее надежным.

Компания ICL еще в июне 2024 года обратилась в суд с иском против одного из поставщиков, обвинив его в нарушении исключительных прав на товарный знак. Судебное разбирательство казанский вендор выиграл.

Как отметила генеральный директор консорциума «Вычислительная техника» Светлана Легостаева, случаи подделки российской техники фиксируются с 2022 года. Если ранее чаще всего подделывали персональные компьютеры, то в 2024 году на рынке появились и контрафактные серверы.

«Распространение подделок связано с ростом закупок отечественной вычислительной техники, который был вызван государственными мерами поддержки и санкционными ограничениями. Заказчики все чаще выбирают российские решения, чем и пользуются недобросовестные поставщики, выдавая дешевые и некачественные импортные комплектующие за продукцию отечественного производства», – объясняет Светлана Легостаева.

Проблема приобрела системный характер. По мнению партнера ComNews Research Леонида Коника, появление подделок свидетельствует о высокой узнаваемости российских брендов, чем и пользуются производители контрафакта. Кроме того, госзаказчики вынуждены закупать технику только из официальных реестров, что также создает почву для злоупотреблений.

Как бороться с подделками?

Ассоциация продавцов и производителей бытовой техники и электроники (РАТЭК) также подтверждает проблему контрафакта. По словам представителя ассоциации Антона Гуськова, для борьбы с подделками необходимо ввести кабинеты правообладателей на маркетплейсах. Это позволило бы брендам самостоятельно контролировать продажи своей продукции и оперативно пресекать распространение подделок.

В Минпромторге в ответ на запрос издания сообщили, что решением проблемы может стать маркировка электроники, которая пока проходит тестирование. По мнению министерства, обязательная маркировка обеспечит 100% прослеживаемость товаров, упростит проверки и позволит оперативно выявлять контрафакт.

Обратная сторона импортозамещения

Руководитель проекта Content-Review Сергей Половников считает появление подделок в госзакупках неизбежным следствием импортозамещения.

«Покупатели поддельной техники рискуют получить оборудование низкого качества, лишенное заявленных функций. Более того, они могут остаться без гарантии, сервисного обслуживания и технической поддержки», – предупреждает эксперт.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Половина россиян опасается использования своих дипфейк-двойников

Как показало исследование Контур.Толк и Контур.Эгида, половина опрошенных опасается, что мошенники могут сгенерировать их изображение с помощью нейросетей. При этом руководители и сотрудники на ключевых должностях подвержены такому риску особенно сильно.

В опросе Контур.Толк и Контур.Эгида приняли участие 1200 работающих россиян. По его данным, о существовании технологий дипфейков хотя бы слышали 60% респондентов.

Четверть участников отметили, что видели изображения знаменитостей, созданные ИИ. Еще 13% слышали о подобных случаях от знакомых, а 7% сталкивались с дипфейками лично.

По мнению 46% опрошенных, технологии дипфейков опасны для любого человека, поскольку мошенники могут использовать поддельные изображения, голоса и видео для обмана. 37% считают, что под наибольшим риском находятся знаменитости — блогеры, актёры и музыканты. 34% назвали уязвимой категорией политиков, а 28% — руководителей и сотрудников на ответственных должностях.

Только треть участников опроса признались, что не уверены в своей способности распознать дипфейк. Более половины (52%) уверены, что смогут отличить фальшивку от оригинала, а 16% абсолютно в этом уверены.

При проверке информации 31% сравнивают несколько источников, 20% уточняют данные у знакомых или коллег, 17% обращаются к официальным сайтам и аккаунтам компаний. Каждый шестой доверяет интуиции, а каждый четвёртый вовсе ничего не перепроверяет.

Роман Теплоухов, системный аналитик Контур.Толка и эксперт Центра ИИ в Контуре, отмечает:

«Всё больше бизнес-процессов переходит в онлайн, но сервисов видеосвязи недостаточно для точной идентификации собеседников. Топ-менеджерам и руководителям важно быть уверенными, что на совещании действительно присутствуют те, за кого себя выдают».

Даниил Бориславский, эксперт по информационной безопасности Контур.Эгиды и директор по продукту Staffcop, прокомментировал результаты исследования так:

«Почти половина опрошенных даже не догадывается о существовании дипфейков, что делает их самой уязвимой категорией для атак. Защищаться от угрозы, о которой не знаешь, невозможно. Ещё одна проблема — избыточное доверие: люди склонны верить знакомым лицам и голосам, и именно на этом строится социальная инженерия с использованием дипфейков. Радует, что базовые навыки проверки неожиданных запросов у людей начинают формироваться. Это значит, что бизнес может превратить сотрудников из потенциального слабого звена в надёжную линию обороны».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru