Российское оборудование начали массово фальсифицировать

Российское оборудование начали массово фальсифицировать

Российское оборудование начали массово фальсифицировать

На российском рынке появилось поддельное оборудование под отечественными брендами, включая настольные ПК, ноутбуки и серверы. Контрафакт встречается даже среди техники, поставляемой в рамках госзаказов.

Факт подделки подтвердили несколько российских компаний и профессиональных ассоциаций.

«В этом году мы столкнулись с несколькими случаями незаконного использования нашего бренда. Подделки встречаются в категориях серверов, коммутаторов и мобильных устройств, и продаются неизвестными нам поставщиками. Как правило, речь идет о попытках быстро заработать, воспользовавшись рыночной ситуацией и невнимательностью покупателей», – сообщили «Известиям» в компании Fplus.

При этом поддельное оборудование зачастую не соответствует заявленным характеристикам и может быть менее надежным.

Компания ICL еще в июне 2024 года обратилась в суд с иском против одного из поставщиков, обвинив его в нарушении исключительных прав на товарный знак. Судебное разбирательство казанский вендор выиграл.

Как отметила генеральный директор консорциума «Вычислительная техника» Светлана Легостаева, случаи подделки российской техники фиксируются с 2022 года. Если ранее чаще всего подделывали персональные компьютеры, то в 2024 году на рынке появились и контрафактные серверы.

«Распространение подделок связано с ростом закупок отечественной вычислительной техники, который был вызван государственными мерами поддержки и санкционными ограничениями. Заказчики все чаще выбирают российские решения, чем и пользуются недобросовестные поставщики, выдавая дешевые и некачественные импортные комплектующие за продукцию отечественного производства», – объясняет Светлана Легостаева.

Проблема приобрела системный характер. По мнению партнера ComNews Research Леонида Коника, появление подделок свидетельствует о высокой узнаваемости российских брендов, чем и пользуются производители контрафакта. Кроме того, госзаказчики вынуждены закупать технику только из официальных реестров, что также создает почву для злоупотреблений.

Как бороться с подделками?

Ассоциация продавцов и производителей бытовой техники и электроники (РАТЭК) также подтверждает проблему контрафакта. По словам представителя ассоциации Антона Гуськова, для борьбы с подделками необходимо ввести кабинеты правообладателей на маркетплейсах. Это позволило бы брендам самостоятельно контролировать продажи своей продукции и оперативно пресекать распространение подделок.

В Минпромторге в ответ на запрос издания сообщили, что решением проблемы может стать маркировка электроники, которая пока проходит тестирование. По мнению министерства, обязательная маркировка обеспечит 100% прослеживаемость товаров, упростит проверки и позволит оперативно выявлять контрафакт.

Обратная сторона импортозамещения

Руководитель проекта Content-Review Сергей Половников считает появление подделок в госзакупках неизбежным следствием импортозамещения.

«Покупатели поддельной техники рискуют получить оборудование низкого качества, лишенное заявленных функций. Более того, они могут остаться без гарантии, сервисного обслуживания и технической поддержки», – предупреждает эксперт.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Магнит и Avanpost внедрили систему для управления сертификатами ЭП

Розничная сеть «Магнит» совместно с Avanpost завершила проект по внедрению централизованной системы управления сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты. Решение позволяет автоматизировать выпуск, продление и перевыпуск сертификатов, которые используются, в частности, для работы с ЕГАИС в торговых точках.

По данным компаний, система охватывает более 20 тысяч объектов сети на территории европейской части России и помогает снизить риски простоев при учёте и продаже алкоголя.

Под управление платформы было взято около 30 тысяч средств защиты информации, а агенты системы развернули на более чем 20 тысяч рабочих мест.

Проект предусматривает централизованное управление электронными подписями, контроль операций с ними и аудит действий сотрудников. Система также отслеживает сроки действия сертификатов и автоматически запускает процессы продления или массового перевыпуска — при необходимости до тысячи сертификатов в сутки.

Сотрудники «Магнита» получили личный кабинет, где можно дистанционно проверять статус сертификата, обновлять его или отзывать без посещения удостоверяющего центра. Возможность удалённой работы с документами реализована с учётом требований российского законодательства.

В рамках проекта Avanpost PKI интегрировали с основными корпоративными системами, включая 1С, Active Directory, КриптоПро, СМЭВ, HR MDM, а также с SIEM- и SOAR-платформами для мониторинга событий безопасности.

Срок реализации проекта — 2024-2025 годы.

Мария Дордий, руководитель отдела СКЗИ в «Магните», так описывает результаты:

«Проект по автоматизации выпуска электронных подписей в нашей розничной сети был направлен на повышение контроля, прозрачности и безопасности операций с ЭП и СКЗИ. Благодаря внедрению системы Avanpost PKI мы решили важнейшие задачи: централизовали управление СЗИ, СКЗИ и сертификатами и сократили время получения электронной подписи для наших сотрудников. Мы реализовали автоматизированные процессы одиночного и массового перевыпуска сертификатов, что критически важно для нашей масштабной сети с учетом разницы часовых поясов РФ и позволяет системе перевыпускать 1000 и более сертификатов в день. Снижение времени на получение и оперативный перевыпуск ЭП нивелирует риски простоя касс и продаж на торговых объектах. Кроме того, сотрудники получили удобный личный кабинет, позволяющий дистанционно контролировать сроки действия и обновлять сертификат. Создание гибкой ролевой модели доступа, формирование бизнес-процессов согласования, ведение журналов событий и аудит инцидентов ИБ позволили нам соблюсти требования регуляторов и контролировать нелегитимные операции, значительно повысив информационную безопасность».

Евгений Галкин, директор продуктовых направлений кибербезопасности и криптографии Avanpost, отметил:

«Автоматизация управления сертификатами для 20000 торговых объектов „Магнит“ — это по-настоящему масштабный и, что важно, уникальный для России проект. Совместно с коллегами из "Магнита" нам удалось создать централизованную систему, способную управлять сертификатами, обеспечивая их выпуск, установку на устройстве клиента с агентом Avanpost PKI, аннулирование, обновление по истечению срока и массовый перевыпуск. Мы гордимся, что построили такую систему на федеральном масштабе и фактически устранили риск остановки продаж алкоголя из-за просроченных сертификатов. В таком объеме и с такой степенью автоматизации наше решение является эксклюзивным на рынке, что подтверждает наше технологическое лидерство в сфере ретейла».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru