Число детектов сталкерского софта на смартфонах россиян возросло на 25%

Число детектов сталкерского софта на смартфонах россиян возросло на 25%

Число детектов сталкерского софта на смартфонах россиян возросло на 25%

Количество владельцев Android-устройств в России, атакованных сталкерским софтом в период с января по октябрь 2024 года, на 25% превысило показатель, зафиксированный «Лабораторией Касперского» годом ранее.

К такому выводу пришли эксперты, проанализировав анонимизированные данные о срабатывании своих защитных решений, установленных на гаджетах пользователей.

Недавний опрос показал, что возможность преследования с использованием сталкерских программ (stalkerware) тревожит 48% россиян — преимущественно женщин.

«Неспециалисту может быть крайне трудно определить, что на устройстве установлено такое ПО, поэтому лучше использовать для проверки на заражение защитные решения, — предупреждает ведущий эксперт Kaspersky GReAT Татьяна Шишкова. — В случае обнаружения такой программы не рекомендуем ее сразу удалять, лучше обратиться за помощью к специалистам, в кризисные центры или правоохранительные органы».

Больше половины респондентов (52%) видят угрозу слежки в требованиях предоставить доступ к персональным данным, 45% опасаются, что их местоположение могут отслеживать с помощью беспроводных меток (Bluetooth-маячков).

Опрос, о котором идет речь, этой осенью провели по заказу Kaspersky специалисты ОнИн. В мероприятии приняли участие 1006 россиян.

Проблема использования сталкерского софта для киберслежки давно обсуждается в ИБ-кругах. Такие приложения умеют делать скриншоты, отслеживать геолокацию, получать доступ к перепискам в соцсетях и мессенджерах, но при этом не считаются вредоносными.

Между тем уязвимости в stalkerware могут грозить кражей личных данных жертвы слежки, а атака на разработчика сталкерского софта — массовой утечкой такой информации.

Из-за отсутствия стандартов определения и детектирования подобных программ факт преследования онлайн трудно выявить и доказать. В помощь жертвам киберсталкинга активисты запустили проект Coalition Against Stalkerware, в котором в числе прочих принимает участие «Лаборатория Касперского».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

АО ГЛОНАСС обнаружило уязвимости в электробусах и грузовиках

Специалисты департамента безопасности автотранспорта ГЛОНАСС в ходе предварительной проверки бортового оборудования выявили ряд уязвимостей в системах грузовых автомобилей и электробусов. Их эксплуатация позволяет потенциальным злоумышленникам вмешиваться в работу систем торможения и рулевого управления, а также провоцировать возгорание батарей в электротранспорте.

О результатах исследования бортовых систем электробусов, высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), автомобилей госслужащих и грузовых машин, перевозящих опасные грузы, сообщили «Известия».

Как пояснил директор направления автомобильной кибербезопасности ГЛОНАСС Владимир Педанов, исследование проводилось по инициативе ИЦК «Автомобилестроение». Для анализа были отобраны четыре категории транспортных средств: серийные электробусы, грузовики для перевозки опасных веществ, автомобиль госслужащих и высокоавтоматизированное ТС. В каждой категории тестировался один образец.

По словам Владимира Педанова, потенциально уязвимыми могут оказаться все автомобили, выпущенные после 2007 года. Они оснащены программно определяемыми системами ADAS (Advanced Driver Assistance Systems, системы помощи водителю), которые используют телематические модули. Через них злоумышленники могут получить доступ к бортовым системам.

Так, в электробусе при удалённом подключении становится видим трафик электронного блока управления (ЭБУ). Если отправить ложные данные о пониженной температуре батареи, система запускает её принудительный разогрев, что может привести к возгоранию.

Мультимедийные комплексы также представляют угрозу: их можно использовать для слежки за пассажирами, включая госслужащих, или для блокировки автомобиля. Директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров отметил, что такие системы нередко подключены к публичным сетям и интернету, что облегчает посторонним доступ к ним.

Эксперимент, в котором участвуют «НПП “Гамма”», Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), ГЛОНАСС и другие организации, продлится до лета 2026 года. К участию также присоединился автопроизводитель КАМАЗ. По словам Владимира Педанова, результаты исследования станут основой для создания нормативных требований, регулирующих безопасность транспортных средств.

По предварительным оценкам, корректировка требований может понадобиться как для зарубежных, так и для российских производителей. В целом от внешних атак могут оказаться уязвимыми до полумиллиона только иностранных автомобилей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru