Российские госкомпании продолжают покупать продукты Microsoft в обход

Российские госкомпании продолжают покупать продукты Microsoft в обход

Российские госкомпании продолжают покупать продукты Microsoft в обход

По данным «Контур.Закупки», российские госкомпании за 9 месяцев 2024 года закупили ПО от Microsoft на более чем 24 млн рублей. Это на 55% меньше, чем за аналогичный период 2023 года.

Как сообщили в «Контур.Закупки» корреспондентам «Коммерсанта», на закупку Windows российские госкомпании за 9 месяцев 20204 года потратили 7 млн рублей, на MS Office – 3 млн рублей.

Это меньше на 69% и 75% соответственно, чем за аналогичный период 2023 года. Оставшаяся сумма была потрачена на другие продукты Microsoft и закупки в малых объемах.

Представители «Контур.Закупки» связали данную ситуацию с тем, что российские компании и госорганы не могут отказаться от использования MS Office, поскольку у многих приложений из его состава просто нет российских аналогов. Среди таковых были названы издательская система MS Publisher и облачное хранилище OneDrive.

Как напомнил председатель совета директоров «Базальт СПО» Алексей Смирнов, до сих пор многие приложения из Реестра российского ПО работают только в Windows, а введение обязательного требования по совместимости с отечественными операционными системами перенесено на июль 2025 года.

Например, среди российских САПР большая часть продуктов не имеет нативных версий для Linux, а в ряде сегментов, в частности, BIM и CAM не работает в российских ОС ни один.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Исследователи нашли способ хакнуть автобусы через бортовой Wi-Fi

На конференции DEF CON исследователи Чьяо-Лин «Steven Meow» Ю (Trend Micro Taiwan) и Кай-Чинг «Keniver» Ван (CHT Security) показали, как «умные» автобусы можно взломать удалённо — и последствия такого взлома могут быть куда серьёзнее, чем просто отключённый Wi-Fi.

Поводом для исследования стала бесплатная сеть в салоне автобуса.

Оказалось, что один и тот же M2M-роутер обслуживает не только пассажирский интернет, но и ключевые бортовые системы — APTS (управление маршрутами, расписаниями, GPS, панелями на остановках) и ADAS (ассистенты водителя, предотвращение столкновений, контроль полосы, распознавание знаков, видеонаблюдение в салоне).

Взлом оказался проще, чем ожидалось: аутентификацию роутера удалось обойти, а из-за отсутствия сегментации сети исследователи получили доступ ко всем подключённым сервисам.

Нашлись и серьёзные уязвимости — от возможности удалённого выполнения команд до MQTT-бэкдора, позволяющего подключаться к автобусу через интернет.

Демонстрация на DEF CON показала, что хакер может:

  • отслеживать точное местоположение автобуса,
  • подключаться к камерам с дефолтными паролями,
  • менять содержимое информационных дисплеев,
  • воровать данные водителей и пассажиров,
  • подделывать показания GPS, датчиков двигателя и даже статус «не на линии», чтобы сорвать расписание.

Шифрования и аутентификации в используемых протоколах нет вообще, поэтому атаки «человек посередине» легко позволяют подменять или подделывать данные.

Хотя тесты проводились в Тайване, разработчики систем предлагают интерфейсы на китайском, английском, японском и вьетнамском — значит, похожие уязвимые решения могут использоваться и в других странах.

Исследователи пытались уведомить производителей — американскую BEC Technologies (роутеры) и тайваньскую Maxwin (транспортные платформы), но ответа так и не получили. Уязвимости, судя по всему, до сих пор не исправлены.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru