Импортозамещение у операторов ПДн грозит ростом числа сбоев на 40-50%

Импортозамещение у операторов ПДн грозит ростом числа сбоев на 40-50%

Импортозамещение у операторов ПДн грозит ростом числа сбоев на 40-50%

По итогам стресс-анализа, проведённого «Монк Диджитал Лаб», в первые два года после начала масштабного перехода российских операторов персональных данных на отечественное программное обеспечение число сбоев может вырасти на 40–50% по сравнению с уровнем 2024 года.

Это приведёт к росту числа инцидентов — включая простои онлайн-сервисов, задержки в бизнес-процессах и утечки персональных данных.

Принудительное импортозамещение затронет около полумиллиона компаний. Всего, по данным Роскомнадзора, в России зарегистрировано свыше 2,3 млн операторов персональных данных.

Каждый четвёртый из них использует иностранное ПО для обработки персональных данных — в том числе СУБД, ERP, CRM и биллинговые системы. Эти системы, как правило, лежат в основе ключевых бизнес-процессов. Кроме того, как подчёркивают в «Монк Диджитал Лаб», сам масштаб предстоящей миграции беспрецедентен — не только для России, но и по мировым меркам.

Уже в 2024 году компания зафиксировала рост числа инцидентов на 25% — в связи с переводом рядом компаний своих цифровых сервисов на отечественные решения. При экстраполяции этих данных рост числа сбоев на уровне 40–50% представляется, по словам аналитиков, скорее осторожной оценкой.

Ключевые факторы риска, по мнению «Монк Диджитал Лаб», включают:

  • высокие трудозатраты на интеграцию и донастройку российских решений, особенно для малого и среднего бизнеса;
  • сжатые сроки внедрения, мешающие полноценному тестированию и отладке;
  • дефицит специалистов, знакомых с унаследованными и отечественными ИТ-системами.

Аналитики рекомендуют заранее создать единый контур российской observability-платформы, до начала массовой миграции прикладных сервисов. Такая система должна «из коробки» работать с отечественными ОС, СУБД, облачными стеками и ключевыми программными продуктами, поддерживать корреляцию событий и автоматизацию реакций — чтобы фиксировать только действительно важные инциденты. В противном случае возможен резкий всплеск аварий, способный перерасти в затяжной ИТ-кризис и парализовать работу компаний.

«Сегодня для отрасли важен не просто импортозамещённый код, а управляемый процесс эксплуатации. Без сквозной наблюдаемости рост числа аварий будет лавинообразным: каждая изолированная проблема будет множиться при каскадных отказах сервисов. Российская мониторинговая платформа, способная видеть весь локальный стек, — единственный реальный способ сохранить цифровую устойчивость к 2027 году», — отметил Николай Ганюшкин, управляющий партнёр «Монк Диджитал Лаб».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Исследователи нашли способ хакнуть автобусы через бортовой Wi-Fi

На конференции DEF CON исследователи Чьяо-Лин «Steven Meow» Ю (Trend Micro Taiwan) и Кай-Чинг «Keniver» Ван (CHT Security) показали, как «умные» автобусы можно взломать удалённо — и последствия такого взлома могут быть куда серьёзнее, чем просто отключённый Wi-Fi.

Поводом для исследования стала бесплатная сеть в салоне автобуса.

Оказалось, что один и тот же M2M-роутер обслуживает не только пассажирский интернет, но и ключевые бортовые системы — APTS (управление маршрутами, расписаниями, GPS, панелями на остановках) и ADAS (ассистенты водителя, предотвращение столкновений, контроль полосы, распознавание знаков, видеонаблюдение в салоне).

Взлом оказался проще, чем ожидалось: аутентификацию роутера удалось обойти, а из-за отсутствия сегментации сети исследователи получили доступ ко всем подключённым сервисам.

Нашлись и серьёзные уязвимости — от возможности удалённого выполнения команд до MQTT-бэкдора, позволяющего подключаться к автобусу через интернет.

Демонстрация на DEF CON показала, что хакер может:

  • отслеживать точное местоположение автобуса,
  • подключаться к камерам с дефолтными паролями,
  • менять содержимое информационных дисплеев,
  • воровать данные водителей и пассажиров,
  • подделывать показания GPS, датчиков двигателя и даже статус «не на линии», чтобы сорвать расписание.

Шифрования и аутентификации в используемых протоколах нет вообще, поэтому атаки «человек посередине» легко позволяют подменять или подделывать данные.

Хотя тесты проводились в Тайване, разработчики систем предлагают интерфейсы на китайском, английском, японском и вьетнамском — значит, похожие уязвимые решения могут использоваться и в других странах.

Исследователи пытались уведомить производителей — американскую BEC Technologies (роутеры) и тайваньскую Maxwin (транспортные платформы), но ответа так и не получили. Уязвимости, судя по всему, до сих пор не исправлены.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru