Совет ЕС принял единый регламент по безопасности IoT

Совет ЕС принял единый регламент по безопасности IoT

Совет ЕС принял единый регламент по безопасности IoT

Евросовет принял единый регламент, который содержит требования по обеспечению кибербезопасности подключенных цифровых продуктов, относящихся к устройствам интернета вещей (IoT). Новый регламент вступит в силу 1 ноября 2024 года. Однако полностью он начнет применяться только через 3 года.

Впервые о данном документе объявила председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в сентябре 2021 года в обращении к членам ЕС.

15 сентября 2022 года Еврокомиссия представила предложения, дополняющие Акт о киберустойчивости, где содержались требования к обеспечению безопасности IoT-устройств.

Вышедший 10 октября 2024 года регламент (PDF) вводит единые для всего ЕС требования к кибербезопасности IoT-устройств. Они касаются всех стадий их жизненного цикла, включая проектирование, разработку, производство и предоставления на рынке аппаратных и программных продуктов.

Регламент будет распространяться на все девайсы, которые могут подключаться друг к другу или к разного рода публичным сетям, включая интернет. Однако предусмотрены исключения для изделий и продуктов, где требования к кибербезопасности регламентируются другими документами на уровне ЕС, в частности, ряда систем для автомобилей, авиации и медицинского оборудования.

Требования нового регламента направлены на то, чтобы поднять информированность потребителей о том, что выбираемые ими устройства содержать подключаемые компоненты и убедиться в их безопасности.

Пока уровень кибербезопасности IoT устройств остается низким. Атака на многие из них является тривиальной процедурой даже для низкоквалифицированных злоумышленников. Плюс ко всему, подключенные устройства, в том числе бытового назначения, собирают большие массивы довольно чувствительных данных, которые скрытно передаются производителю.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Более 50% компаний перекладывают непрерывность на ИТ, 20% имеют план

«Инфосистемы Джет» провела масштабное исследование практик восстановления после инцидентов и выяснила: большинство российских компаний относятся к киберустойчивости фрагментарно и чаще действуют по факту, а не по плану. Ключевая мысль исследования — сегодня именно инциденты информационной безопасности и крупные ИТ-сбои чаще всего прерывают бизнес-процессы.

При этом компании по-прежнему разделяют ответственность так, что получается разрыв между операциями и стратегией.

Основные выводы исследования:

  • Более половины компаний полностью возлагают заботу о непрерывности процессов на ИТ-отдел.
  • Только 20% организаций имеют согласованный с бизнесом план восстановления ИТ-инфраструктуры.
  • 37% полагаются исключительно на резервное копирование, а каждая пятая компания не защищает резервные копии дополнительно — это оставляет их уязвимыми.
  • Кризис-менеджмент преимущественно реактивный: команды действуют по мере возникновения проблем, а не по отработанным сценариям.
  • 70% организаций тестируют планы восстановления, но почти не моделируют реальные инциденты.
  • Лишь 40% готовы публично говорить о произошедших инцидентах, что мешает формированию прозрачной культуры киберустойчивости.

Исследование подчёркивает: базовых мер часто мало. Подразделения информационной безопасности фокусируются на защите периметра, ИТ — на восстановлении систем, но редко выстраивается сквозной, комплексный подход — от предотвращения инцидента до его отработки и анализа последствий. В результате у компании может быть «крепкий» периметр и надёжные бэкапы, но при этом игнорироваться защита критических контуров вроде СРК, а плохо настроенные процессы восстановления приводят к большим потерям даже при наличии отдельных сильных элементов.

Что нужно делать дальше:

  • Внедрять BIA (анализ влияния на бизнес), оценку рисков и регулярное тестирование планов восстановления.
  • Переходить от реактивного реагирования к отработанным сценариям и моделированию реальных инцидентов.
  • Защищать резервные копии отдельно и вводить лимиты/контроли на их доступ.
  • Вовлекать весь бизнес: киберустойчивость — это не только задача службы ИБ или ИТ, это общая ответственность ИТ-отдела, бизнеса, финансов, HR и руководства.
  • Стремиться к антихрупкости — архитектуре и процессам, которые не просто выдерживают удар, но учатся и укрепляются после инцидента.

«Главное отличие компаний, которые быстро восстанавливаются после кибератаки, — они готовились заранее», — говорит Андрей Янкин, директор центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». «Почти никогда не получается восстановиться с первого раза, если это ни разу не отрабатывалось на практике. Нужно проводить учения, моделировать атаки, проверять коммуникации и распределение ролей. И самое важное — вовлечённость всей компании: киберустойчивость невозможна, если в ней участвует только служба ИБ».

В итоге исследование показывает, что переход от точечных мер к стратегическому, системному подходу — не прихоть, а необходимость. Компании, которые начнут системно оценивать риски, тестировать сценарии и вовлекать все подразделения, будут восстанавливаться быстрее и получать меньше ущерба от будущих инцидентов.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru