Количество атак на Android в России увеличилось в 5 раз

Количество атак на Android в России увеличилось в 5 раз

Количество атак на Android в России увеличилось в 5 раз

По данным «Лаборатории Касперского», в I квартале 2024 года атакам подверглись свыше 19 млн российских пользователей Android-устройств — в 5,2 раза больше, чем годом ранее.

Рост вредоносной активности, по мнению экспертов, связан с расширением использования сторонних источников софта: многие ходовые приложения исчезли из Google Play.

Наиболее часто на смартфонах детектировались модульный загрузчик Dwphon и банковский троян Mamont. Первый зловред собирает и сливает на сторону информацию о зараженном устройстве и личные данные владельца, второй ворует платежные данные и СМС с кодами подтверждения транзакций.

По данным Kaspersky, в марте число атак Dwphon в России возросло на 25% в сравнении с декабрем и составило 222 тысячи. Вредонос Mamont активен в стране уже пять месяцев. В отношении этой угрозы эксперт ИБ-компании Дмитрий Калинин отметил следующее:

«Несмотря на то что банковские троянцы не получили значительного распространения в России из-за активного развития антифрод-систем финансовых организаций, отдельные представители этого вида могут быть очень активными. С ноября мы зафиксировали уже почти 185 тысяч атак Mamont на российских пользователей».

Распространители Android-вредоносов обычно выдают их за легитимный софт или пиратскую копию, а для раздачи создают поддельные сайты. С подобными фейками можно также столкнуться в неофициальных магазинах приложений — вроде APKPure; иногда вирусописателям удается протащить их в Google Play. Предустановка, как в случае с Dwphon, встречается гораздо реже и обычно на дешевых OEM-гаджетах.

По данным Statcounter, в настоящее время на долю Android приходится 30,29% российского рынка ОС. По популярности она занимает второе место — после Windows (49,14%). Вместе с тем экосистема Android по-прежнему фрагментарна, и обновления с патчами и новыми защитными функциями получают далеко не все пользователи.

Удаление из магазина Google приложений подсанкционных российских компаний провоцирует появление вредоносных и потенциально опасных подделок. Пользователям рекомендуется при скачивании вначале удостовериться, что софт действительно связан с заявленной организацией.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

АО ГЛОНАСС обнаружило уязвимости в электробусах и грузовиках

Специалисты департамента безопасности автотранспорта ГЛОНАСС в ходе предварительной проверки бортового оборудования выявили ряд уязвимостей в системах грузовых автомобилей и электробусов. Их эксплуатация позволяет потенциальным злоумышленникам вмешиваться в работу систем торможения и рулевого управления, а также провоцировать возгорание батарей в электротранспорте.

О результатах исследования бортовых систем электробусов, высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), автомобилей госслужащих и грузовых машин, перевозящих опасные грузы, сообщили «Известия».

Как пояснил директор направления автомобильной кибербезопасности ГЛОНАСС Владимир Педанов, исследование проводилось по инициативе ИЦК «Автомобилестроение». Для анализа были отобраны четыре категории транспортных средств: серийные электробусы, грузовики для перевозки опасных веществ, автомобиль госслужащих и высокоавтоматизированное ТС. В каждой категории тестировался один образец.

По словам Владимира Педанова, потенциально уязвимыми могут оказаться все автомобили, выпущенные после 2007 года. Они оснащены программно определяемыми системами ADAS (Advanced Driver Assistance Systems, системы помощи водителю), которые используют телематические модули. Через них злоумышленники могут получить доступ к бортовым системам.

Так, в электробусе при удалённом подключении становится видим трафик электронного блока управления (ЭБУ). Если отправить ложные данные о пониженной температуре батареи, система запускает её принудительный разогрев, что может привести к возгоранию.

Мультимедийные комплексы также представляют угрозу: их можно использовать для слежки за пассажирами, включая госслужащих, или для блокировки автомобиля. Директор департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров отметил, что такие системы нередко подключены к публичным сетям и интернету, что облегчает посторонним доступ к ним.

Эксперимент, в котором участвуют «НПП “Гамма”», Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), ГЛОНАСС и другие организации, продлится до лета 2026 года. К участию также присоединился автопроизводитель КАМАЗ. По словам Владимира Педанова, результаты исследования станут основой для создания нормативных требований, регулирующих безопасность транспортных средств.

По предварительным оценкам, корректировка требований может понадобиться как для зарубежных, так и для российских производителей. В целом от внешних атак могут оказаться уязвимыми до полумиллиона только иностранных автомобилей.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru