Новая уязвимость в MikroTik RouterOS грозит захватом 900 тысяч роутеров

Новая уязвимость в MikroTik RouterOS грозит захватом 900 тысяч роутеров

Новая уязвимость в MikroTik RouterOS грозит захватом 900 тысяч роутеров

Раскрыты детали критической уязвимости в RouterOS, позволяющей повысить права доступа через Winbox или веб-интерфейс до суперадмина. Владельцам устройств MikroTik рекомендуется обновить софт до релиза 6.49.8 или последней сборки 7.x.

Согласно блог-записи VulnCheck, уязвимость CVE-2023-30799 (9,1 балла CVSS) вызвана возможностью повышения привилегий с уровня простого администратора до root-шелл. Эксплойт требует аутентификации и позволяет выполнить любой код в системе, в том числе с целью изменения ОС или сокрытия вредоносной активности.

Требование аутентификации в данном случае не преграда: в RouterOS вшит дефолтный аккаунт админа. В руководстве MikroTik по безопасности рекомендовано его удалить, однако пользователи часто игнорируют эти инструкции.

Более того, в сборках ниже RouterOS 6.49 заданный по умолчанию админ-пароль представляет собой пустую строку, и почти 60% роутеров MikroTik до сих пор его используют. При замене пароля RouterOS не подсказывает, как его усилить; в ней также не предусмотрена защита от брутфорса (исключение составляет SSH).

Первыми CVE-2023-30799 обнаружили год назад исследователи из Margin Research. На тот момент уязвимость еще не получила CVE-идентификатор — только PoC-эксплойт для виртуальной машины RouterOS x86, нареченный FOISted. Позднее в VulnCheck развили эту концепцию, распространив ее на оборудование MikroTik другой архитектуры (MIPS).

Патч для стабильной версии RouterOS вышел в октябре 2022 года (сборка 6.49.7), для ОС с долгосрочной техподдержкой — лишь в этом месяце (6.49.8), да и то благодаря настойчивости ИБ-исследователей. Поиск через Shodan выявил около 500 тыс. роутеров MikroTik с доступной по HTTP панелью управления, а также более 900 тыс. устройств с открытым портом Winbox.

 

Пользователям рекомендуется как можно скорее обновить прошивки или как минимум принять меры для предотвращения эксплойта:

  • убрать админ-интерфейсы из интернета;
  • ограничить вход для пользователей с помощью белых списков IP;
  • отключить Winbox и использовать только SSH;
  • в настройках SSH выставить аутентификацию на базе ключей RSA вместо паролей.

Латвийская MikroTik часто медлит с латанием дыр, и авторам опасных находок приходится многократно напоминать о прорехе, чтобы добиться положительного результата. Пользовательская база вендора обширна (свыше 2 млн устройств), и последствия в таких случаях бывают плачевными: массовый взлом и мобилизация в ботнет, используемый, к примеру, для проведения DDoS-атак.

«Роутеры Mikrotik весьма популярны в различных рыночных сегментах, но действительно в них отсутствует целый ряд механизмов безопасности, которые реализованы в более дорогих устройствах, — отметил в комментарии для Anti-malware.ru руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ компании «Газинформсервис» Сергей Полунин. — В то же время сами администраторы продолжают управлять ими, использую дефолтную учетную запись, открывая интерфейсы управления для удаленного доступа. В такой ситуация выявленная уязвимость представляет реальную опасность, хотя реализация угрозы будет весьма нетривиальна».

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

Дипфейки и боты атакуют российскую логистику

Мошенники всё активнее применяют технологии искусственного интеллекта для подделки транспортных документов, контактных и платёжных данных. В ход идут как простые боты, так и более сложные решения, включая дипфейки. В результате перевозчики и водители остаются без оплаты за доставку.

Чаще всего ИИ используется для подделки документов. В комментарии для «Известий» основатель отраслевого портала Main Transport Роман Судоргин отметил широкое распространение фальшивых СМС-чеков об оплате транспортных услуг, сгенерированных ИИ.

Источник издания в транспортной отрасли сообщил, что за последнее время мошенники существенно улучшили внешний вид фишинговых сайтов. Если раньше их можно было распознать по ошибкам и неуместным логотипам, то теперь благодаря ИИ они стали практически неотличимы от настоящих.

ИИ также повышает эффективность атак, связанных с так называемым товарным рейдерством. Мошенники подменяют контактные и платёжные данные на биржах грузоперевозок, создают фиктивных перевозчиков, используя реальные сведения компаний-жертв, включая документы и фотографии.

«Злоумышленники создавали аккаунты в мессенджерах, визуально полностью копирующие профиль компании, — рассказал владелец сети дилерских центров «Альянс Тракс» Алексей Иванов. — От её имени они выходили на связь с сотрудниками, задавая на первый взгляд безобидные, но на деле провокационные вопросы: о прошлом месте работы, конфликтах с руководством, сменах позиций. Цель — собрать информацию для возможного давления, дискредитации или создания «легенды» для более сложных атак».

По словам руководителя продукта Solar Dozor ГК «Солар» Дмитрия Мешавкина, технологии дипфейк также становятся всё более распространёнными. Один из популярных приёмов — так называемый fake boss: мошенники используют поддельные голосовые сообщения от имени руководителей, чтобы, например, заставить сотрудников перевести деньги на счета злоумышленников или перенаправить груз в нужное им место.

Иногда дипфейки используются для сбора информации о маршрутах грузов, представляющих интерес для рейдеров. Также с помощью ИИ создаются фальшивые документы — накладные, сертификаты и другие.

Основатель сервиса мониторинга утечек данных DLBI Ашот Оганесян отметил, что цели атак зависят от масштаба компании. В случае с крупными организациями злоумышленников интересуют данные, которые можно продать. В атаках на водителей и подрядчиков чаще всего речь идёт о прямом товарном захвате.

Как подчеркнул аналитик Координационного центра доменов .RU/.РФ Евгений Панков, одной из причин уязвимости отрасли остаётся низкий уровень цифровой грамотности:

«Логистика — крупный и динамичный сектор экономики, где активно работают малый и средний бизнес, а также частные перевозчики. У многих из них нет собственных систем киберзащиты, и уровень цифровой грамотности низкий — всё это делает их удобной мишенью для мошенников».

Дмитрий Мешавкин в свою очередь отметил, что самым уязвимым элементом в отрасли остаётся персонал. Он рекомендует логистическим компаниям внедрять обязательную двойную верификацию для всех операций, связанных с изменением маршрутов, переводами средств и передачей грузов. Любой «срочный» звонок от руководства, по его словам, должен дополнительно подтверждаться через альтернативный канал связи.

AM LiveПодписывайтесь на канал "AM Live" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных событиях и предстоящих мероприятиях по информационной безопасности.

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru