В APT-атаках на Донбасс и Крым засветился новый фреймворк — CloudWizard

В APT-атаках на Донбасс и Крым засветился новый фреймворк — CloudWizard

В APT-атаках на Донбасс и Крым засветился новый фреймворк — CloudWizard

В этом месяце эксперты «Лаборатории Касперского» зафиксировали новые целевые атаки на территории ДНР, ЛНР и в Крыму. Разбор текущей кампании кибершпионажа выявил неизвестный ранее вредоносный фреймворк, которому было присвоено имя CloudWizard.

По данным Kaspersky, новобранец состоит из модулей, управляемых оркестратором, и регистрируется в системе как некая Windows-служба syncobjsup. Функциональность CloudWizard позволяет ему выполнять различные вредоносные действия, такие как сбор файлов, создание скриншотов, кража паролей и куки Gmail, перехват клавиатурного ввода, запись аудио с микрофона.

 

Проведенный анализ также выявил сходство с фреймворком CommonMagic, обнаруженным в ходе мартовских целевых атак в том же регионе. Дальнейшее расследование показало, что CloudWizard по коду, формату имен файлов и выбранным целям схож и с другими известными инструментами — теми, что лет семь назад применялись в операциях Groundbait (PDF) и BugDrop.

Полученные результаты позволяют предположить, что за всеми этими кампаниями кибершпионажа стоит одна и та же APT-группа. В настоящее время она активна не только в Донецке, Луганске, Крыму, но также в Центральной и Западной Украине.

«Группа, ответственная за эти атаки, ведёт кампании кибершпионажа в этом регионе более 15 лет и всё время совершенствует свои инструменты, — комментирует эксперт Kaspersky Леонид Безвершенко. — Учитывая, что геополитика по-прежнему важный фактор, формирующий ландшафт киберугроз, полагаем, что подобные атаки продолжатся в регионе в обозримом будущем».

Для защиты от сложных кибератак организациям рекомендуется предоставить специалистам SOC-центра доступ к самым свежим данным об угрозах, использовать EDR, дополнить защиту решениями, способными обнаружить сложную сетевую угрозу на ранней стадии, а также обучать сотрудников базовым правилам кибергигиены.

В 31% российских компаний отсутствует стратегия внедрения средств ИБ

По данным MWS Cloud (входит в МТС Web Services), стратегию внедрения средств кибербезопасности имеют лишь 42% российских компаний. У 27% бизнес-структур она находится в стадии разработки, а у 31% таковой нет.

Проведенное исследование также показало, что российский бизнес осознает необходимость вкладываться в ИБ, однако небольшие предприятия ожидаемо отстают по наличию стратегии на этом направлении (из-за ограниченных ресурсов). У крупных компаний показатель составил 58-68%, у мини и микро — лишь 31%.

Решения в отношении СЗИ обычно принимает руководство: в 66% случаев — директор по инфраструктуре, в 18% — гендиректор, в 8% — директор по кибербезу. На внедрение таких решений в российских компаниях чаще всего уходит от одного до шести месяцев, в 14% случаев — более 1 года.

Две трети крупных бизнес-структур предпочитают пользоваться облачными ИБ-услугами, в СМБ показатели скромнее (от 24 до 29%).

«Отраслевой срез показывает, что лидерами по доле средств кибербезопасности в облаке являются ИТ, сегмент развлечений и медиа, а также наука и образование (средняя доля около 36%), — отметил директор по продуктам MWS Cloud Михаил Тутаев. — Для транспорта и ретейла также характерны высокие значения (24–27%)».

RSS: Новости на портале Anti-Malware.ru